КЛАДБИЩЕ - Страница 13

Подобной деятельностью исследователям известны Римские папы Павел, Пасхалий I, Сергий II и Лев IV. По примеру мучеников, с течением времени стали погребать при церквах и в церквах и других христиан, оказавших те или иные услуги церкви. Погребая своих умерших, христиане ставили над их гробами памятники, не заботясь, впрочем, о пышности и украшениях. Какая надобность, говорит, например, Василий Великий, в дорогом памятнике, или какая польза в пустых издержках? «Хороший гроб – любовь». И действительно, древнейшие надгробные памятники состояли из камней с надписью имени, достоинства, времени смерти умершего и т.п. Кроме своего прямого назначения быть местами погребения древнехристианские кладбища, особенно подземные, имели ещё и другое – служили местами совершения богослужения. Подобное назначение они получили частью из-за того, что во время гонений представляли собой сравнительно безопасное убежище, поскольку по римским законам кладбища почитались неприкосновенной святыней (указы Гордиан и Юлиана), частью и главным образом потому, что в них хранились священные останки мучеников. Обычай собираться при гробах мучеников для совершения богослужения был уже известен исследователям со II в. Так, смирнские христиане около 168 г. в послании о мученичестве своего епископа Поликарпа писали, что в гробнице мученика «они станут собираться с веселием и радостью и будут праздновать день его мученического рождения» (Евсевий Кесарийский «Церковная история»). В III в. язычники уже хорошо знали, что обычай христиан собираться для совершения богослужения при гробах мучеников на кладбищах тесно связан с самыми коренными началами их богослужения. В 257 г. император Валериан издал указ, запрещающий собираться на кладбищах для отправления богослужения, и при нём за нарушение данного эдикта был схвачен в усыпальнице Претекстата и умерщвлён папа Сикст II (письмо 82 Киприана). Немного позже, в правление Нумериана (282–285 гг.), римские христиане, собравшиеся для богослужения в одной из усыпальниц по Саларийской дороге, были засыпаны в ней землёй и погребены живые. Последняя попытка прекратить богослужебные собрания на кладбищах была предпринята Максимином в 312 г., но также безуспешно. Древнее уважение к кладбищам как к священным местам сказывается и теперь в том, что на них нельзя ставить палатки для продажи съестных припасов, устраивать пиршества, а вблизи заводить питейные дома и выставки. Во имя того же уважения запрещается закрытое кладбище обращать в пахотное поле и истреблять оставшееся на нём могилы. В XVII в. и особенно в XVIII в. правительства, исходя из соображений санитарного свойства, стали запрещать погребение умерших при церквах, а в XIX в. установился принцип, не допускающий устройства кладбищ внутри городов и даже селений. В Англии законодательство о кладбищах было выработано особой комиссией 1843 г., учреждённой вследствие того, что плохому устройству кладбищ приписывали обострение холерной эпидемии; по предложению комиссии, установлены особые инспектора, наблюдающие за кладбищами.

 



 
PR-CY.ru