КТИТОРСКИЙ ПОРТРЕТ - Страница 2

Кроме собственно ктиторских портретов, тесно связанных с храмами или иными постройками, в искусстве православного мира существует обширная группа донаторских портретов на предметах, которые могли использоваться при богослужении или во время домашней молитвы. Это изображения заказчиков (вкладчиков или владельцев) на живописных, резных, чеканных и иных иконах, на листах богослужебных и четьих рукописей, реже – на реликвариях, предметах драгоценной литургической утвари и шитых произведениях (пеленах, воздухах, облачениях). Создание таких памятников могло не иметь отношения к основанию храма или монастыря, однако воспринималось как сходное по значению благочестивое деяние, позволявшее донатору надеяться на вознаграждение в загробной жизни. Некоторые императорские изображения в византийских рукописях свидетельствовали о том, что кодекс был поднесён в дар императору, а не заказан им, однако и такие композиции подчёркивали благочестие государя как покровителя церкви. Аналогичную функцию имели образы государей на церковных стенах вместе с ктиторами. Этот обычай, довольно широко известный по сербским, болгарским и грузинским памятникам, позволял строителю церкви продемонстрировать лояльность к государю, прославить его благочестие и отдать свою постройку под его покровительство. Основной функцией ктиторских, донаторских и надгробных портретов было сохранение памяти о заслугах изображённых лиц, рассчитывавших, что при жизни и после смерти за них как за благотворителей храмов будут молиться клирики, члены монашеской общины, другие верующие, родственники и потомки. Из-за частого присутствия образов Иисуса Христа, Богоматери или святых ктиторские композиции обладают некоторыми свойствами иконы, воспроизводящей реальное событие или подлинный облик отдельного персонажа. Для людей Средневековья сцены общения донаторов с обитателями горнего мира были свидетельством благосклонного принятия даров ктитора, обещанием спасения души. Таким образом, ктиторский портрет имел дидактический характер, напоминал о Страшном Суде, загробной жизни, необходимости покаяния, действенности заступничества святых и возможности облегчить свою участь с помощью приношений в храмы. В большинстве случаев ктиторы и донаторы принадлежали к числу носителей высшей светской и духовной власти, аристократов и духовных лиц. Поэтому ктиторские портреты имели репрезентативное значение, создавая идеализированные образы православных государей, вельмож и клириков, чьи деяния свидетельствовали не только об их благочестии, но и о политической легитимности. В связи с этим заказчики и создатели ктиторских портретов обращали особое внимание на атрибуты изображаемых лиц, указывающие на их высокий социальный статус и сакральный характер власти, на поддержку церкви, на защиту веры и молитву за других христиан. Этими атрибутами были одеяния, регалии, а в случае со многими императорскими, царскими и некоторыми архиерейскими портретами – нимбы, которые обозначали не личную святость изображённого, а святость его сана. С X–XI вв. исследователи встречают композиции, в которых заказчик получает свыше тот или иной атрибут, соответствующий его сану. Подобные изображения служили особенно ярким свидетельством сверхъестественного происхождения власти государя или архиерея, а также доказательством того, что их молитвы и приношения милостиво приняты Господом. В позднее Средневековье и в Новое время в искусстве православного мира появляются образы донаторов из низших сословий.

 



 
PR-CY.ru