КТИТОРСКИЙ ПОРТРЕТ

КТИТОРСКИЙ ПОРТРЕТ – категория изображений, основу которых составляют вотивные композиции; возникла не позже V–VI вв. и получила распространение в послеиконоборческое время в связи с развитием сотериологических представлений. К группе ктиторских портретов исследователи относят также прижизненные и посмертные образы основателей и строителей монастырей и церквей, потомков ктиторов и иных лиц, украшавших эти храмы росписями, иконами и утварью, делавших денежные или земельные вклады. Ктиторские портреты составляли большую группу изображений в искусстве восточно-христианского мира в Средневековье и в Новое время, имевших параллели в западноевропейском искусстве. Тематически и иконографически с ктиторскими портретами в интерьерах или на фасадах храмов тесно связаны надгробные образы, которые обозначали места погребения ктитора, членов его рода и других благотворителей. Известны случаи, когда портрет ктитора, напоминавший об основании церкви, помещали над его погребением. Не менее распространено было включение в уже существующий ансамбль одиночных ктиторских портретов над гробницами вкладчиков. Расположение ктиторских изображений в храмах зависело от архитектуры, литургических функций отдельных его помещений и частей, местоположения гробниц, принципов программы монументальной декорации интерьера или фасадов, местных обычаев и пожеланий заказчиков. Многие ктиторские портреты ранневизантийской эпохи размещены в наиболее важной зоне храма – в конхе или в алтарной апсиде. При этом одиночные вотивные композиции, созданные на средства других заказчиков, могли располагаться в нефах и нартексе. Для византийского искусства послеиконоборческого времени характерно размещение подобных сцен в западных компартиментах церковного сооружения – в периферийных частях наоса или в нартексе, а также в особых приделах, галереях или на фасадах. Размещение портретных композиций, как правило, определялось особенностями погребальной практики и заупокойных богослужений, совершавшихся в специальных капеллах или в нартексе, вблизи гробниц. Однако искусству средне- и поздневизантийских эпох хорошо известны ктиторские портреты, находящиеся в наосе – на южной, северной или западной стенах. Вне зависимости от расположения ктиторские портреты соотносились с общим замыслом декорации храма или отдельного компартимента, воспринимались в комплексе с композициями универсально-догматического содержания, эсхатологического характера (прежде всего, со сценой «Страшный Суд»), а также с образами святых, особо почитавшихся ктитором или соимённых ему и членам его семьи. Способы создания ктиторских портретов были разнообразными: исследователям известны надгробные изображения, выполненные в технике мозаики, фрески, рельефа, а также написанные на досках в технике темперной живописи. Особую группу ктиторских портретов составляют миниатюры юридических актов – императорских хрисовулов, наделявших монастырь или храм определёнными правами и владениями, или типиконов, которые составлялись ктиторами, желавшими регламентировать жизнь основанных ими обителей. Хотя такие композиции не были доступны широкому кругу зрителей, по содержанию и облику они аналогичны классическим ктиторским портретам.

 



 
PR-CY.ru