КАФОЛИЧЕСКИЙ - Страница 11

II 1. Выделению епископа из коллегии епископов-пресвитеров, которое началось со времени Игнатия Богоносца, предшествовал весьма важный момент в истории развития епископского служения: определение характера и отчасти признака истинного служения пресвитеров-епископов: они, как имеющие харизму управления, были в такой же степени харизматиками, как и остальные лица, имеющие харизму служения в церкви: апостолы, пророки, учители и т.д. С этой точки зрения, ни на основании апостольских писаний, ни последующей письменности, у исследователей нет никаких оснований противопоставлять служение пресвитеров-епископов служению прочих харизматиков. Это противопоставление, как известно, легло в основу новейших гипотез о происхождении позднейшего церковного устройства как комбинации нескольких организаций: духовной, пресвитерской, административной и др. Все харизматики были поставляемы на своё служение не только в том смысле, что они поставлялись Богом, но и в том смысле, что церковная община принимала участие в их поставлении. Без харизмы невозможно было никакое служение в церкви. Пресвитеры-епископы имели своё служение, и только в силу этой харизмы они могли выполнять своё служение. По своей природе все служения были тождественны, т.к. в их основе лежали дары Святого Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1Кор. 12:4–5). Онтологическая тождественность идёт ещё глубже. Не только особые служения, но вообще состояние в церкви связано с благодатными дарами: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3). Различие служений, естественно, должно было привести к известной иерархии служений. У апостола Павла есть определённый порядок перечисленных служений: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор. 12:28). Эта иерархия служений у самого апостола Павла является не единственно строго установленной. Принимая во внимание, что за перечислением служений в 1Кор. 12:28 идет: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший», нетрудно усмотреть, что в основе перечисления лежит принцип интенсивности харизмы. Однако эти же самые служения могут быть распределены на основании другого принципа: по их положению в церковной общине. Исследователям неизвестно, обладали ли другие церковные общины таким изобилием даров, как Коринфская. По их мнению, Коринфская церковь была в этом отношении исключительной, но если бы даже все общины имели такое разнообразие служений, всё же их значение для правильности церковной жизни не одинаково. Исследователи предполагают, что в какой-нибудь церковной общине не было ни пророков, ни апостолов, ни евангелистов, но исследователи не могут себе представить, чтобы община была лишена служения управления. Для эмпирического выявления церкви эта харизма абсолютно необходима, иначе действительно церковная жизнь пришла бы в состояние анархии. Это означает, что пресвитеры-епископы как носители харизмы управления наличествовали в каждой церковной общине. В силу этого значения епископов-пресвитеров для жизни эмпирической церкви они должны были иметь особое положение в церковной общине и выдвинуться на первый план. Если, с одной стороны, церковная община находится в зависимости от них, то они, в свою очередь, гораздо более зависимы от общины. Служение пророков, апостолов и других харизматиков гораздо свободнее, чем епископов-пресвитеров.

 



 
PR-CY.ru