КАФОЛИЧЕСКИЙ - Страница 12

Первые служения гораздо менее связаны с определённой церковной общиной, чем последние. Они могут переходить из одной общины в другую, сохраняя своё служение, что исследователи  считают менее вероятным для епископов-пресвитеров. Поэтому в поставлении пресвитеров община принимает более активное участие, хотя образ поставления харизматиков для исследователей представляется почти что неизвестным. Насколько исследователям известно, пресвитеры поставлялись апостолами или пресвитерами через возложение рук. Община была обязана принять истинного пророка, но, как следует из слов апостола Павла: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте», она могла не допустить его выступления на церковном собрании. Оставаясь в общине, пророк исполняет своё служение, пока он обладает пророческой харизмой, но в той же общине в любое время мог появиться другой пророк. При обилии харизм пророчества община может «поставить» неограниченное количество пророков. Исследователи считают вполне возможным, что новый пророк мог заслонить старого или даже старый мог потерять свою харизму. Перед исследователями встают вопросы: может ли община поставить новых пресвитеров, не снимая старых, а главное – пожизненно ли само их служение, или оно может быть прекращено церковной общиной? С развитием церковной жизни эти вопросы должны были возникнуть перед церковным сознанием. Об этом свидетельствует Послание Климента Римского. Коринфская церковь отстранила пресвитеров (или пресвитера) от их служения и поручила его другим лицам. Осуждая такого рода поступки, Климент Римский выдвигает общее положение: «…Почитаем несправедливым лишить служения тех, которые… служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получали одобрение». Из этого исследователи сделали вывод, что церковная община не имела права отстранить от служения пресвитера-епископа, если он беспорочно и неукоризненно его исполнял. Отсюда исследователи сделали вывод, что служение пресвитера-епископа пожизненно. Когда учение Климента Римского было принято церковью, оно значительно укрепило положение епископов-пресвитеров. Этому укреплению способствовало и постепенное прекращение разнообразия харизм. В этот именно момент начинается и выделение одного епископа из коллегии пресвитеров-епископов. В каждой определённой общине он выступает как единственный и пожизненный совершитель евхаристии. Община не может рядом с ним поставить другого или заменить его другим, пока он беспорочно исполняет своё служение. Только после того, как в церковном сознании утвердилось учение пожизненного служения епископов-пресвитеров, епископ мог явиться признаком кафолической церкви. 2. Главным аргументом Климента Римского о пожизненности служения пресвитеров-епископов исследователи признают учение о том, что апостолы поставили епископов для служения с тем, чтобы после их смерти другие приняли их служение. Это положение послужило отправной точкой для учения об апостольском преемстве епископов, но в эпоху Климента Римского и Игнатия Богоносца оно ещё не получило соответствующего резонанса. Главное для исследователей остаётся в том, чтобы определить признак истинного служения епископов-пресвитеров, а не истинного епископа. Идея об апостольском преемстве временно остаётся в тени. На первый план выступает то, что пресвитеры-епископы со времени Игнатия Богоносца пожизненно исполняют своё служение, если оно безукоризненно и беспорочно. Исследователи задаются вопросом: что означает эта безукоризненность и беспорочность епископского служения?

 



 
PR-CY.ru