КВИНТЕН МАССЕЙС - Страница 5

Так, в работе «Христос Спаситель мира» Квинтен Массейс с глубокой проникновенностью изображает «Христа-просветителя, утешителя гонимых и слабых, милостиво прощающего грехи заблудших». На картине художника «Се Человек» Христос сам гонимый и слабый. Его израненное тело, скорбное лицо с полуопущенными веками выдают крайнюю физическую усталость. Однако физической ус¬талости Квинтен Массейс противопоставляет сокрытую в образе духовную силу. В творчестве Квинтена Массейса, впервые отделившись от религиозной живописи в Нидерландах, сформировался бытовой жанр. Картины этого жанра близки по духу нравоучительным сатирам Эразма Роттердамского. К примеру, картину «Менялу с женой» художник снабдил надписью: «Пусть весы будут точными, а вес правильным». Некоторые работы даже не нуждаются в словесных пояснениях. Так, картина художника «Брачный контракт» говорит о продажной любви: молодая девушка, которую отдают замуж за старика, обнимая его одной рукой, другой – берёт мешок с золотом. «Менялы» – ещё одно жанровое полотно, приписываемое кисти Квинтена Массейса. В отличие от ряда других нидерландских художников, Квинтен Массейс весьма умеренно пользовался находками итальянских мастеров. Исследователи полагают, что единственный итальянец, оказавший на него серьёзное влияние, был Леонардо да Винчи. О знакомстве с его произведениями говорит, прежде всего, тонко проработанная светотень в картинах Квинтена Массейса. Он мог познакомиться с работами Леонардо да Винчи во время предполагаемого путешествия по Италии, однако документально это не подтверждено. Вероятнее всего, как полагают исследователи, что художник никогда не бывал в Италии и видел лишь копии картин и рисунков Леонардо да Винчи, в которых в Антверпене не было недостатка. Знал мастер и работы Альбрехта Дюрера, который также интересовался картинами художника и посетил его дом во время путешествия по Нидерландам в 1519 г. Первоначальное художественное образование Ян Массейс (сын художника) получил в мастерской отца и, возможно, помогал ему в создании некоторых поздних работ. В 1531 г., после смерти отца, он вместе со своим младшим братом Корнелисом, вступил в антверпенскую Гильдию живописцев. Возглавив отцовскую мастерскую, Ян Массейс стал одним из наиболее преуспевающих художников Антверпена, однако в 1543 г. инквизиция заподозрила его в тайных симпатиях к протестантам. Яна Массейса изгнали из города, и пятнадцать лет он прожил в Италии и Франции. Художника считают «первым нидерландским маньеристом», к которому он, вероятно, приобщился, будучи в Италии. Умер в Антверпене в 1575 г. Образ святого Иеронима (которого живописная традиция предписывала изображать как «кабинетного святого») был близок многим художникам Возрождения. Картина Массейса  «Размышления Святого Иеронима» мало чем отличается от аналогичных работ других мастеров. Обращают на себя внимание исследователей лишь выразительный пейзаж за окном и присутствие в келье демонического персонажа. Существует мнение, что  «Портрет учёного» был написан в паре к «Портрету нотариуса». Однако ни обстоятельства создания картины, ни кто на ней изображён, исследователям достоверно не известны. Исследователи лишь говорят о том, что Квинтен Массейс стремился создать образ человека Ренессанса, который ему удался. Картина Квинтена Массейса «Оплакивание Христа» представляет собой центральную панель триптиха, созданного им по заказу антверпенского цеха столяров. Карел ван Мандер говорит о нём как о «совершенно исключительном по искусной живописи творении». Он сообщает также, что «Оплакивание Христа» желал приобрести испанский король Филипп II, однако все его предложения были отклонены столярами «с пристойной вежливостью». Во времена иконоборческих смут триптих был надёжно спрятан от фанатиков, а в 1577 г. магистрат Антверпена выкупил его у цеха столяров за 1500 гульденов, боясь, как бы город не лишился столь ценного произведения искусства.



 
PR-CY.ru