КВИНТЕН МАССЕЙС - Страница 2

Идеи Эразма Роттердамского во многом были близки Квинтену Массейсу, и их отражение исследователи находят в картинах художника. Сам мастер не отличался широтой образования, однако способность быстро воспринимать важную информацию позволила ему поддерживать контакты со многими учёными людьми своего времени. О том, насколько велик был авторитет Квинтена Массейса в художественных кругах, говорит, например, то, что Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбйн Младший сочли своим долгом посетить его, находясь проездом в Антверпене. Кроме того, в 1524 г. Квинтен Массейс был назначен опекуном малолетних детей скончавшегося незадолго до этого известного пейзажиста Иоахима Патинира (Квинтен Массейс часто писал фигуры в его пейзажах). Сыновей своих Квинтен Массейс воспитал в гуманистическом духе, что сослужило одному из них, Яну, дурную службу: в 1543 г. его изгнали из Антверпена за еретические убеждения, и вернуться в родной город он смог лишь через пятнадцать лет. Скончался Квинтен Массейс в 1530 г. в собственном доме в Антверпене, окружённый уважением коллег, друзей и родственников. Художнику было не суждено дожить до 1540 гг., когда в Нидерландах свирепствовала испанская инквизиция. Покинув Лувен, Квинтен Массейс не порвал с ним связи, о чём свидетельствует триптих «Алтарь святой Анны». Он создал алтарь для церкви святого Петра. На боковых панелях алтаря (как с внутренней, так и с внешней стороны) изображены четыре истории из жизни Иоакима и Анны, праведных родителей Девы Марии. Центральная панель отдана «вневременной» композиции, где святая Анна показана рядом с Богоматерью и Младенцем Христом. Композицию характеризуют стройность и гармоничность, чему способствуют светлый интерьер и симметрично расположенные фигуры. Эмоционально работу отличает лиричность. Изображение центральной панели триптиха отчасти напоминает так называемые «святые собеседования», однако для того, чтобы полностью соответствовать их иконографии, исследователи находят его слишком симметричным. Взгляды персонажей, в основном, обращены к центру композиции, но две женщины, сидящие у ног Богоматери и святой Анны, смотрят в разные стороны, визуально размыкая композиционный круг. По композиционному и эмоциональному строю, картина «Се Человек» представляет собой противоположность «Алтарю святой Анны». Вместо простора, воздушности и духовной сосредоточенности, работу отличают теснота, одержимость и враждебность. Они подчёркнуты диагональю перил крыльца, колоритом картины в целом и выражением лиц персонажей. Связь формы и содержания в творчестве Квинтена Массейса всегда была очень тесной. Для понимания творческого метода художника исследователи учитывают его связь с нидерландской традицией, в особенности, с Иеронимом Босхом. Наряды, подчёркивающие социальный статус изображённых персонажей дают исследователям определённые основания предполагать некоторый общественно-критический подтекст работы.

 



 
PR-CY.ru