КВИНТЕН МАССЕЙС

КВИНТЕН МАССЕЙС (1465–1530) – фламандский художник. Прожил долгую творческую жизнь. По свидетельству биографа Карела ван Мандера (1548–1606 гг.), родился в семье кузнеца в старинном брабантском городе Лувен (Левен). О личной жизни художника исследователям известно немного. Неизвестна исследователям и точная дата рождения художника: в одних случаях упоминают 1465 г., в других – 1466 г. В новейшем искусствоведении вторая дата встречается чаще. С детских лет Квинтен Массейс помогал отцу в кузнице. А когда ему исполнилось пятнадцать лет, по мнению исследователей, начал работать у наковальни. Своё ремесло менять не собирался, но в двадцать лет, по сведениям ван Мандера, «впал в тяжкую и продолжительную болезнь, вследствие чего едва мог поддерживать своё собственное существование и помогать матери». Из последних слов биографа следует, что к описываемому времени отец Квинтена Массейса уже скончался. По одной из версий, именно тогда кто-то из его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием резных изображений святых, пользовавшихся большим спросом в Нидерландах. Это занятие способствовало раскрытию художественных способностей Квинтена Массейса, и дальнейшему становлению его как художника. Осознав новое призвание, Квинтен Массейс начал быстро делать успехи. Исследователям неизвестно, кто был его учителем; им мог быть, например, Дирк Боутс Младший, сын знаменитого Дирка Боутса. Старший Боутс умер, когда Квинтену Массейсу было десять лет, однако дух его ещё жил в мастерской, которая перешла к братьям Дирку и Альбрехту. Именно Боутс стоял у истоков светского жанра в искусстве Нидерландов: его кисти принадлежали два полотна для лувенской ратуши, иллюстрирующие тему суда императора Отгона III. Исследователи не сомневаются, что Квинтен Массейс видел эти произведения и многое почерпнул из них. В 1491 г. он упоминается уже среди членов антверпенской Гильдии святого Луки. Антверпен в ту пору был одним из наиболее преуспевающих городов Европы. Поступающее сюда в больших количествах золото (в Антверпене находилось множество представительств иностранных негоциантов), привносило в жизнь роскошь, и делало произведения искусства востребованными. В начале 1490 гг. Квинтен Массейс открыл собственную мастерскую, однако его работы этого периода не сохранились (также как и более ранние лувенские). Одним из наиболее ранних произведений, принадлежащих кисти Квинтена Массейса, считается «Алтарь святой Анны». К работе над алтарём он приступил приблизительно в 1507 г., когда ему было уже больше сорока лет. В дальнейшем, Квинтен Массейс никогда не оставался без заказов. Среди его клиентов были нидерландские религиозные братства, португальские монастыри, датский король, Томас Мор, Эразм Роттердамский и многие другие. Искусство Квинтена Массейса обладало удивительным свойством притягивать к себе всех, кто с ним соприкасался. Он был дважды женат, и двое из его сыновей в дальнейшем также стали художниками. Они родились уже в Антверпене (наиболее известный из них, Ян Массейс – в 1509 г., а Корнелис Массейс – четырьмя годами позже). Атмосфера в доме Квинтена Массейса была, насколько исследователи могут судить, вольнодумной, о чём говорят, например, близкие отношения с Эразмом Роттердамским, часто посещавшим в начале 1500 гг. Нидерланды.

 



 
PR-CY.ru