КВИНТЕН МАССЕЙС - Страница 4

В Нидерландах не ставили человека в центр Вселенной и не превращали окружающий мир в фон для него. Для нидерландской живописи человек был лишь частью мироздания, чьё существование неразрывно связано со всеми остальными частями. Это порождало некоторую «дробность» нидерландских картин. Уникальность творчества Квинтена Массейса состояла в умении сочетать несочетаемое. Новые тенденции возникали на картинах художника естественно, не противореча старым. Художник Иоахим Патинир был моложе Квинтена Массейса. Он прибыл в Антверпен лишь в 1515 г., 35-ти или 40 лет от роду (точную дату его рождения исследователи не установили). К этому времени Иоахим Патинир обладал сложившимся художественным мировоззрением и собственной манерой письма. В его творчестве, впервые в нидерландском искусстве, пейзаж обрёл самостоятельное значение. Кроме пейзажей художник ничего писать не любил, а поскольку пейзажа как жанр в то время ещё не существовал, Иоахиму Патиниру для «оживления ландшафтов людскими фигурами» приходилось приглашать к сотрудничеству других живописцев. С Квинтеном Массейсом Иоахим Патинир сотрудничал особенно часто. Одна из их совместных работ – картина «Искушение святого Антония». По сравнению с современными ему живописцами и мастерами старшего поколения, Квинтен Массейс редко обращался к образу Богоматери. Когда же это случалось, он стремился не к обобщению образа Девы Марии, а к его конкретизации. Картина  художника «Мадонна с Младенцем и тремя ангелами» выполнена в традиционной манере. Мадонна изображена в полный рост, в длинном свободно ниспадающем одеянии, с распущенными волосами, как это было принято в нидерландской живописи. По мнению исследователей, картина «Мадонна с Младенцем» не свободна от умеренных итальянских влияний. Виду отсутствия точной датировки большинства работ художника, это позволяет исследователям отнести её лишь к более позднему периоду творчества Квинтена Массейса. Исследователи творчества Квинтена Массейса относят портреты к его лучшим произведениям. Именно в этом жанре стремление художника возвеличить образ человека, показав его в естественной, жизненной обстановке нашло наиболее наглядное выражение. К одному из шедевров Квинтена Массейса исследователи относят «Портрет Эразма Роттердамского». Также исследователи считают любопытным «Портрет нотариуса». Исследователи полагают, что он писался с конкретного человека, имя которого не сохранилось. Существует предположение, что данная картина художника являлась частью своеобразной «галереи типов». В подтверждение своей правоты, её сторон¬ники указывают на «Портрет учёного». Кисти Квинтена Массейса исследователи относят и «Портрет Парацельса» (1493–1541 гг.), учёного и врача, создателя учения об «архее» – высшем духовном принципе, регулирующем жизнедеятельность человека. Подобно большинству художников своего времени, Квинтен Массейс часто получал заказы на религиозные картины и, в частности, на картины, так или иначе связанные с образом Христа. То, как художник раскрывал Его образ, пользуясь всем многообразием смысловых и интонационных оттенков, свидетельствует о том, что насколько он был для него важен.

 



 
PR-CY.ru