КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 10

С совершенно иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает проблемы защиты и обоснования религиозного вероучения Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955 гг.), с одной стороны, верный член Ордена иезуитов, с другой – видный учёный (палеонтолог, археолог и биолог). Он исходил из того, что томистский интеллектуализм создаёт довольно ограниченные возможности для использования достижений науки и философии в интересах религии и церкви; стремился существенно расширить эти возможности, развернуть рамки «сотрудничества» религии и науки. С этой целью П. Тейяр Тейяр де Шарден создал сложную философско-теологическую систему, в которой он пытался придать современному католицизму непротиворечивую по отношению к науке форму. Тейярдизм как учение противостоит ортодоксальным представлениям о мире и человеке. Современная наука, согласно убеждениям П. Тейяра де Шардена, внесла существенные корректировки в средневековую конструкцию мироздания, доказав, что мир находится в непрестанном движении и развитии. Поэтому он считает необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом современного мышления П. Тейяр де Шарден провозглашает эволюционизм. Принцип эволюции, по его словам, коренится в самой действительности и присущ всем явлениям природы. Он проявляется как закон бытия безотносительно к тому, нравится это нам или нет. Отныне все системы, теории должны исходить из этого принципа, если они хотят, чтобы их серьезно рассматривали или принимали. В ходе создания своего эволюционно-космического доказательства бытия бога П. Тейяр де Шарден заимствует ряд положений диалектико-материалистической картины мира: о качественном многообразии образующих мир объектов, их подвижности, изменчивости, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей аргументации он часто обращается к естественнонаучным данным, черпает материал из астрономии, физики, геологии, биологии и других наук. Мир, согласно концепции П. Тейяра де Шардена, постоянно находится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятие скачка как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий.

 



 
PR-CY.ru