КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 6

Видное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинианство, которое в V–XIII в. играло ведущую роль. Современный неоавгустинизм представлен следующими течениями: во Франции – «философией действия»: Мориса Блонделя (1861–1949 гг.) и блонделистов Ж. Палльяра, О. Валенсина; «философией духа»: Луи Лавеля (1883–1951 гг.), Рене Ле Сенна (1882–1954 гг.), Жана Гиттона (1901–1999 гг.); персонализмом Мориса Недонселя (1905–1976 гг.), Жаном Лакруа (1900–1986 гг.), Эммануэля Мунье (1905–1950 гг.); христианским экзистенциализмом Габриэля Оноре Марселя (1889–1973 гг.); в Италии – христианским спиритуализмом Микеле Федерико Шакка (род. в 1908 г.), Армандо Карлини (1878–1959 гг.), Ф. Баттальи; в ФРГ – активизмом Питера Вуста (1884–1940 гг.), И. Гессена. Все эти философские течения разобщены, в решении ряда проблем у них есть разногласия. Однако по основным вопросам защиты и обоснования католического вероучения и принципам построения философской теории все они имеют сходные позиции. Неоавгустинистов объединяет приверженность к принципам христианского платонизма, среди которых исследователи особо выделяют следующие: крайний реализм неоплатонического толка; признание самодостоверности внутреннего опыта; учение о непосредственном отношении между Богом и человеком; отрицание рассудочных и выдвижение на первый план эмоциональных средств воздействия; иллюминизм и интуитивизм. В своих работах неоавгустинисты опираются на предшествующую августинистскую традицию: средневековый мистицизм Бернара Клервосского и Бонавентуры (Джованни Фиданца), теологию и философию янсенистов и Блеза Паскаля, «католический модернизм» конца XIX – начала XX вв. Неоавгустинизм как течение философской мысли появился в первой половине XX в. События этого времени (две Мировые войны, социальные революции и экономические кризисы) до основания потрясли буржуазное общество. Под влиянием общего кризиса капитализма в духовной жизни общества складывается ситуация, благоприятствующая развитию иррационалистических и индивидуалистических течений. В буржуазной философии того времени широкое распространение получают витализм, интуитивизм, прагматизм и другие течения, которые противопоставляют культу разума различные аспекты биологической жизни: инстинкт, волю, «жизненную силу» и т.п. Своеобразие неоавгустинистского антиинтеллектуализма состоит в том, что главное внимание его представители сосредоточили на запросах отдельной личности. «Что такое “Я” – этот конкретный индивидуум со своими горестями и радостями, надеждами и разочарованиями, своим духовным богатством и нищетой? Какова та цель, к которой “Я” должен стремиться? Что имеется наиболее глубокого в моём существовании? В чём состоит моё предназначение?» – эти вопросы, считает Микель Шакка, должны быть выдвинуты в центр философского анализа. Осознание того факта, что в настоящее время наиболее эффективными являются спекуляции на проблемах человека, заставило неоавгустинистов пересмотреть традиционную католическую апологетику. Если неотомизм с позиций псевдорационализма допускает рациональные доказательства догматов христианства, то неоавгустинисты считают, что рациональные аргументы не достигают своей цели. «Было бы неправильно думать, – писал французский неоавгустинист М. Блондель, – что убеждение в существовании Бога приходит к нам в силу логических выводов. Если бы существование Бога можно было доказать так же, как доказывается логическая теорема, то не было бы ни скептиков, ни атеистов».

 



 
PR-CY.ru