КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 11

Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у П. Тейяра Тейяра де Шардена следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Большое значение П. Тейяр де Шарден придаёт третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. Человек, согласно его учению, есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возникает высшая форма в развитии мира – мысль, сознание, духовность. Согласно П. Тейяру де Шардену, до появления человека с его уникальной способностью к мышлению всё в мире было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создаёт новую сферу – сферу духа. Эту сферу П. Тейяр де Шарден по аналогии со стадиями геохимического развития Земли (барисферой, литосферой, биосферой) называет ноосферой – мыслящим пластом Земли. В целях обоснования религиозно-идеалистического воззрения о превосходстве идеального начала над материальным, о духовно-личностной основе мироздания П. Тейяр де Шарден выделяет положение о всеобщей одушевленности материи. По его мнению, для объяснения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы должны иметь фундамент имманентности, «искру духа». Духовный слой бытия П. Тейяр де Шарден рассматривает как особую энергию. Он называет её радиальной в отличие от механической «тангенциальной» энергии. По его мнению, именно радиальная энергия обусловливает развитие материи и влечёт каждый материальный объект в направлении всё более сложного, внутренне сосредоточенного состояния. В конечном итоге человеческое сознание, духовная культура отделятся от своих материальных носителей и будут существовать как особая сфера моральности, устремления к точке Омега. Католическая церковь в 1920–1950 гг. осуждала тейярдизм, однако начиная с 1960 гг. идеи П. Тейяра Тейяр де Шардена широко используются в онтологии различных католических течений и в официальной социальной доктрине католицизма. См. также Католицизм.



 
PR-CY.ru