КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – комплекс разнообразных школ и течений, таких как неотомизм, католический спиритуализм, персонализм, суарезианизм, скотизм, католически экзистенциализм и др., стремящихся обосновать религиозную догматику. По генезису все они составляют два направления в католической философии: католический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм и своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а так называемые неосхоластические течения (суарезианизм, скотизм и неотомизм) к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католической философии является неотомизм – обновлённое учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Видные представители неотомизма: Жак Маритен (1882–1973 гг.), Этьен Анри Жильсон (1884–1978 гг.), Густав Андреас Веттер (1911–1989 гг.), Юзеф Мария Бохенский (1902–1995 гг.), Г. Манзер, И. де Фриз и др. Главная особенность неотомизма – стремление рационально обосновать многие положения католической веры. «Ренессанс» томистской философии в XIX–XX вв. вызван необходимостью создания действенной идеологической концепции, которая могла бы противостоять революционному движению рабочего класса и его философии – диалектическому и историческому материализму. Энцикликой папы Льва XIII «Aeterni Patris» («Отцу вечному», 1879 г.) философия Фомы Аквинского провозглашалась вечной и единственно истинной, и её изучение вменялось в обязанность во всех католических учебных заведениях. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии (системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов), неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на многие новые явления современной культуры.  Однако на втором Ватиканском соборе монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена; по мнению многих католических философов и теологов, церковь, поддерживая только неотомизм, отрезает себе пути к использованию других, более дееспособных и современных систем. Утверждая, что Фома Аквинский и его учение занимают в католицизме «особое место», соборные и послесоборные документы допускают относительный философский плюрализм. В результате сегодня уже нельзя, как это было возможно ещё в 1960 и даже в 1970 гг., говорить о наличии в неотомизме XX в. нескольких тенденций: палеотомизма, характеризовавшегося консервативным отношением ко всякого рода нововведениям; умеренного томизма, учитывавшего лишь отдельные новые моменты в философии и науке, и неонеотомизма, ратовавшего за широкое заимствование многих идей из современной буржуазной философии.

 



 
PR-CY.ru