КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 7

Главный недостаток неотомистской апологетики, по мнению неоавгустинистов, заключается в том, что она представляет религию в виде отвлечённых истин, к которым приходят в процессе познания. Но вера, по словам христианского спиритуалиста П. Массе, не познание, а «опыт нашей встречи с Богом». Поэтому, считают неоавгустинисты, приобщение к религии возможно только через личностный неповторимый опыт. Ориентация неоавгустинистов на эмоциональные пути познания Бога приводит к иррационалистическому учению о предмете и возможностях науки и философии. Они признают способность разума познавать действительность, создавать научную картину мира, однако устанавливают жёсткие границы применения разума и науки. Наука объявляется неоавгустинистами низшей ступенью познания. Её предмет – лишь мир наблюдаемых явлений. Она не возвышается до постановки вопросов о сущности бытия. «Даже когда мы познаём все секретные механизмы физических, химических, биологических и других явлений, мы не сможем получить ответ на фундаментальный вопрос: почему, по какой причине это происходит?» – пишет о возможностях науки П. Массе. Позитивистская оценка процесса познания приводит неоавгустинистов к учению о параллельных плоскостях. «Между данными науки и данными веры, – продолжает П. Массе, – не следует искать ни противоречия, ни согласия. Каждая из них должна оставаться на своём месте». Таким способом неоавгустинисты пытаются вывести понятие божества за пределы научной мысли. Отношения Бога и человека неоавгустинисты считают центральной проблемой философии. Если неотомисты в учении о бытии исходят от аналогии Бога и мира, то неоавгустинисты обозначают отношения Бога и мира понятиями однородности, тождественности, единосущности. Вводят понятие однородности бытия, неоавгустинисты снимают границу между Богом и человеком и тем самым стремятся доказать возможность их непосредственного общения. Неоавгустинистская антропология базируется на принципе партиципации (соучастия), под которым понимается внутреннее объединение, взаимопроникновении на мистической основе Бога и человека. Партиципация имеет в своём основании творческий акт Бога, но действие Бог посредством человека: «Быть – значит действовать», – гласит основной тезис «философии действия» Мориса Блонделя и его последователей. Через акт выбора и принятия решения человек создаёт материальную и духовную культуру и тем самым преодолевает собственное природное несовершенство. Рассматривая различные формы деятельности, М. Блондель приходит к выводу о том, что совместная деятельность людей является одновременно и совместной их деятельностью с Богом. Основатель католического экзистенциализма Г. Марсель, напротив, считает, что приобщение к Богу возможно только индивидуально, через личностный неповторимый опыт. Такая установка приводит его к игнорированию внешнего социального аспекта существования человека и к противопоставлению ему в качестве подлинного мира субъективных чувств и переживания эмоционального опыта. В качестве своего рода убежища для Бога неоавгустинисты используют внутренний мир личности. С этой целью они уделяют много внимания дискредитации методов научного познания. Так, эмпирическое наблюдение, абстрагирование и обобщение, по их мнению, приносят положительные результаты только в исследовании объективного мира, но не пригодны для познания внутреннего мира личности.

 



 
PR-CY.ru