КАЛИКИ - Страница 5

Стих о Феодоре Тироне содержанием и складом напоминает былину. В нём рассказывается о двух подвигах Феодора – об освобождении Иерусалима от жидов и своей матери из плена от змия. Стих о Дмитрии Солунском рассказывает о победе его над Мамаем, неверным царём, и спасении двух девиц из плена. Стихи об Алексии Божьем человеке и царевиче Иоасафе рисуют высший идеал самоотвержения, какой дают их Жития. В стихах «О Дмитровской субботе» объясняется её происхождение. Князю Дмитрию было видение Куликова поля с телами убитых. Богородица с Апостолами, Ангелами и Архангелами отпевала убитых христиан и искала самого князя Дмитрия... Дмитрий понял, что близок час его смерти; в память этого установлено поминовение в субботу. В стихе о Борисе и Глебе больше восхваляется их сыновняя любовь к отцу, чем их братская любовь. Особенно распространены были духовные стихи у раскольников, которые нашли в них лучшее орудие для распространения своего учения в народе и для выражения своего протеста против церкви и правительства. При этом они в прежние стихи вставляли любимые мысли, или переделывали на свой лад, или в подражание им составляли новые стихи. Любимыми стихами стали те, которые ближе подходят к их взглядам и представлениям. Таковы стихи о кончине мира, об Иоасафе царевиче и пустыне. Мысли об антихристе и близости кончины мира и Страшного Суда служат основной темой раскольнических стихов, почему эти стихи стали любимыми и преимущественно подверглись переделке. Из стихов, составленных самими раскольниками, исследователи находят особенно замечательными: «Стих преболезненного воспоминания озлобления кафоликов», о пленении антихристом церкви и истреблении им таинств и всех учреждений церковных. Где спасение от такого озлобления? Ответ даётся в стихе: «О старце». Пустыня – одна может быть убежищем для раскольников. Духовные стихи об Иоасафе и пустыне, которые в идеальных и поэтических чертах представляют отшельничество и пустынную жизнь, стали любимыми стихами раскольников. Эти стихи они переделали на свой лад, внося любимые мысли о кончине мира, об антихристе. Кроме стихов, выражающих взгляды, общие раскольникам, есть ещё стихи, в которых выражается учение разных сект: нетовщины, странников и др. Нетовщина применила к своему учению о самосожигании стих «О милостивой жене милосердой», где рассказывается, как одна женщина для спасения младенца Христа, преследуемого жидами, бросила в печь своего младенца, а Иисуса Христа взяла себе на руки. На основании последних слов стиха: «Аллилуя, слава. Тебе, Боже»... милосердая жена получила название «аллилуиевой жены». Все вообще раскольничьи стихи отличаются нетерпимостью, фанатизмом, извращением религиозных понятий. Под руководством своих грубых, необразованных начётчиков, они доходили до самых диких представлений о всех предметах христианского верования. В настоящее время духовные стихи пришли в упадок.



 
PR-CY.ru