КАЛИКИ - Страница 4

Георгий привёл всё это в порядок. Здесь он увидел и своих сестёр; они пасли стадо звериное. Егорий разогнал зверей по лесам; убил царя Диоклитиана в его «белокаменных палатах», а сёстрам велел искупаться в Иордане реке и приложиться ко гробу Христову, и кора с них опала. Затем он привёл их «к своей матушке родимой». Основой стихов о кончине мира и Страшном Суде послужило изображение кончины мира и последнего суда в Евангелии, но кроме евангельских черт исследователи встречают здесь много картин, созданных народной фантазией, под влиянием разных церковных сочинений. Стихи о Страшном Суде очень разнообразны: одни начинают изображением пришествия антихриста, в других об антихристе не говорится, а изображаются кончина мира, суд, мучения, ожидающие грешников. Мучения описываются подробно и почти те же, что и в мытарствах: тьма кромешная, погреба глубокие, мразы лютые; наоборот, награды в будущей жизни описываются слишком кратко, чертами бледными, неопределёнными. К стихам о кончине мира примыкает по содержанию много других: в них выражается мысль о суете мира, непрочности благ внешних, неизбежности смерти (таковы, например, «Стих о грешной душе», «Плач души грешной», «Прощание души с телом», «Плач земли», «О человеческом безумии»). Более замечательными исследователи считают «Плач земли» и «Прощание души с телом». В последнем изображается, как отходят от мира души праведных и грешных людей; в первом земля согласно языческим представлениям представляется живым существом. «Матушка сыра земля» расплакалась пред Богом, она жалуется на грешников, ей тяжело носить их. Во второй половине стиха заключена уже совершенно христианская идея: Бог изображается бесконечно милосердым. К нравственно-историческим стихам исследователи относят все те стихи, содержание которых примыкает к священной истории или Житиям святых. Из Ветхого Завета заимствованы два стиха: «Плач Адама» и «Об Иосифе Прекрасном». Первый стих изображает плач Адама после изгнания из рая, переходящий вообще в сокрушение о грехах человека; во втором стихе – библейская история об Иосифе. Особенно трогательно в стихе изображается сыновняя любовь Иосифа и отчая в Иакове. К новозаветной истории относятся стихи «Рождество Христово» и «Страсти Христовы». В первом стихе кроме евангельской истории вставлен рассказ «о милостивой жене аллилуиевой», которая спасла младенца Иисуса. Основоё стихов «Страсти Христовы» послужили церковные стихи и песни, которые поются в великую пятницу и субботу, особенно песнь «Не рыдай Мене, Мати»... К последним стихам примыкает «Сон Богородицы», представляющий собой сокращённое переложение сказания того же имени. Содержанием «сна» служат будущие страдания Спасителя. Евангельская причта «О богатом и Лазаре» дала содержание стихам о богатом и Лазаре. Народ не ограничился простым переложением притчи, но почти каждую черту её усилил разными выдуманными подробностями, а некоторые черты изменил сообразно с своими понятиями. Это – любимые стихи нищих, калек: они видят в Лазаре пример для собирания милостыни и в его судьбе изображение своей судьбы. Из стихов, рассказывающих о святых, исследователи считают замечательными «О Феодоре Тироне», «Дмитрии Солунском», «Алексее Божием человеке», «Иоасафе царевиче», «Борисе и Глебе», «Михаиле и Феодоре черниговском» и «Дмитровской субботе»...

 



 
PR-CY.ru