КАЛИКИ - Страница 3

Колорит стиха христианский, вопросы решаются, и все предметы в мире оцениваются с точки зрения христианской; обстановка стиха христианская: действие происходит в Иерусалиме; действующими лицами являются пророк Давид и русский князь Владимир; но, с другой стороны, стих составлен не под влиянием чистого церковного учения, а преимущественно под влиянием апокрифических сочинений и народных сказаний. Из апокрифов имели больше всего влияния «Беседы трёх святителей» и «Вопросы Иоанна Богослова Господу на Фаворской горе». Кроме апокрифов, фантастический элемент стиха имеет своим источником ещё так называемые бестиарии. Из этих бестиариев вошли в «Голубиную книгу» рассказы о ките рыбе, птице стратиме и звере индрике. Из народных мифических сказаний исследователи встречаются предание о камне алатыре (янтарь), который почитается отцом камней и иначе называется «бел-горюч камень» (он обладает чудесными свойствами – исцелять от болезней). Самое название «Голубиная книга» исследователи объясняют двояко: глубокая (глубинная) по содержанию, или вдохновенная Духом Святым, символом которого служит голубь. Голубиная книга – чрезвычайной величины и упала с неба: никто не может её прочесть; только пророк Исаия прочёл из неё три листа, а царь Давид объявляет её содержание, по памяти, князю Владимиру Владимировичу (анахронизмов в стихе много). Оканчивается «Голубиная книга» объяснением сна князя Владимира: князь видел, что два лютые зверя «промежду собой дрались-билися». Давид объясняет, что это боролись Правда с Кривдой. Правда победила и ушла на небеса, а побеждённая Кривда распространилась по земле, – оттого люди стали неправедные и злопамятные. Здесь выражается и практическое понимание народом действительности и возвышенный взгляд на правду, на её торжество, если не в этом мире, то в мире будущем. «Голубиная книга» в том виде, какой  она известна исследователям в большей части вариантов, стих составной. Его простейшая форма (или одна из его простейших форм) сохранилась в поздней рукописи, где она носит название: «Повесть града Иерусалима». Ни о какой книге здесь нет речи; беседа имеет вид состязания в мудрости, т.к. Волот Волотович не только спрашивает, но и отвечает; нет также борьбы Правды с Кривдой. Другой стих – об Егории Храбром говорит об устроении и просвещении русской земли, приписывая это Егорию Храброму. Источниками стиха служит Житие великомученика Георгия и апокрифические сказания о нём. В стихе исследователи встречают много анахронизмов. В Иерусалиме у царя Феодора и жены его Софии премудрой – четверо детей: Вера, Надежда, Любовь и сын Егорий. Народная фантазия изобразила Егория сказочным героем. На Иерусалим напал царь Диоклетиан (или, – по разным вариациям стихов, – царище Диоклитианище, Демьянище); он убил царя Феодора и стал принуждать его детей принять веру бусурманскую. Сёстры Егория побоялись мучений и отступились от христианства, а Егорий остался твёрд, и никакие мучения не могли убить его; наконец, Диоклитиан посадил его в погреб, где он и пробыл 30 лет. Но Богородица сама освободила его, и он после этого, с благословения своей матери, поехал устраивать русскую землю. Здесь он застал ещё первобытный хаос: «Леса со лесами совивалися», «толкучия горы» не давали ни пройти, ни проехать.

 



 
PR-CY.ru