КУРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

В 1735 г. в Курский монастырь был сослан бывший архиепископ Белгородский и Обоянский Досифей (Богданович-Любимский; ум. в 1736 г.), запрещённый в священнослужении. Среди почитаемых насельников Курского монастыря исследователи называют иеромонаха Василия (Кишкина), монаха Амфилохия (Лутвинова), будущего главы 17-й Пекинской духовной миссии, подвижников Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, в том числе иеромонаха Иасона (Чумаченко). По преданию, в июне 1764 г., во время крестного хода, при встрече с Курской-Коренной иконой получил исцеление десятилетний Прохор Исидорович Мошнин (преподобный Серафим Саровский). В 1812 г. в Курском монастыре проживали 17 монашествующих и 17 бельцов, а также в 1812–1816 гг. – гофмаршал Высочайшего двора князь Прокофий Васильевич Мещерский. 25 августа 1919 г. Курский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов заключил договор с общиной и прихожанами монастыря, которым в «бессрочное, бесплатное пользование» передавались Знаменский собор, Трёхсвятительская церковь, примыкающая к архиерейскому корпусу, и Воскресенский храм. В 1919 г. власти изъяли из монастыря пожертвования курян на ризу Коренной иконы, бриллиантовый крест, ордена покойных архиереев, митру Курского архиепископа Тихона (Василевского). В сентябре 1919 г. Курск заняли части Добровольческой Армии генерала Александра Павловича Кутепова. По сообщению газеты «Курские вести» от 3 октября 1919 г., 1 октября в Знаменском соборе Курского монастыря епископ Феофан (Гаврилов) отслужил литургию, после окончания которой «при огромном стечении народа был отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому воинству и его вождям». Но вскоре Добровольческая Армия оставила Курск. Наместник Курского монастыря архимандрит Иероним (Чернов) с несколькими насельниками, архиепископом Феофаном и архимандритом Коренной пустыни Варнавой покинул монастырь вместе с частями Добровольческой Армии. Они вывезли с собой в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а затем в Мюнхен и Курскую-Коренную икону. К началу 1920 г., после возвращения советской власти, часть помещений Курского монастыря была занята бойцами 119-го батальона. В октябре 1920 г. – декабре 1922 г. настоятелем Курского монастыря был епископ Рыльский Никон (Пурлевский), непосредственное управление обителью осуществляли члены правления, избираемые из числа братии. В его состав входил и иеромонах Иеремия (Куркин; ум. в 1930 г.), впоследствии архимандрит монастыря. В ноябре 1921 г. при осмотре монастыря инспектором Курского губернского отдела управления Брусенцовым выяснилось, что жилые корпуса заняты 26-м батальоном войск внутренней охраны республики, а доступ насельникам во внутренний двор запрещён. С ноября 1921 г. игумен Иеремия входил в состав комиссии от монашеской общины, учреждённой для предотвращения расхищения и осквернения закрытой Воскресенской церкви. В 1922 г. Курский монастырь насчитывал 36 насельников, проживавших в условиях, когда уже «весь двор мужского монастыря и помещения на нём были заняты 20-й отдельной стрелковой ротой при Губполитуправлении (бывший 26-й батальон ВВЧК)».

 



 
PR-CY.ru