КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 20

Согласно Типикону Великой церкви IX–XI вв., память Киприана и Иустины отмечается 2 октября; богослужебное последование включает прокимен из Пс. 63, Апостол (Евр. 10:32–38a), аллилуиарий со стихом из Пс. 36, Евангелие (Лк. 21:12–19), причастен Пс. 32:1. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., который отражает самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Киприана и Иустины также отмечается 2 октября; служба имеет праздничные особенности: стихиры и тропари канона Минеи поются «по двоици», т.е. все или некоторые из этих песнопений повторяются. В версии этого же Типикона по рукописи Исторического музея (1398 г.) Киприану и Иустине указан общий отпустительный тропарь; на литургии назначается прокимен из Пс. 67, аллилуиарий со стихом из Пс. 36, чтения и причастен те же, что и в Типиконе Великой церкви. В славянских рукописных Минеях студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) последование Киприану и Иустине 2 октября состоит из канона, четырёх стихир-подобнов, дополнительных стихир, двух седальнов. В Стихирарях могут помещаться две стихиры-самогласна Киприану и Иустине, что указывает на праздничный статус их службы (например, Библиотека Академии Наук, XII в.; Российская государственная библиотека). В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. память Киприану и Иустине отмечена 2 октября: стихиры и канон святым поются на 6, на утрене поётся «Бог Господь», указан отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак, седален, после девятой песни канона поётся праздничный светилен, назначается по две дополнительные стихиры (один самогласен и один подобен) на вечерне и на утрене; на литургии указан прокимен из Пс. 115, Апостол (1 Тим. 1:12–17), аллилуиарий со стихом из Пс. 131, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой церкви. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., 2 октября, в день памяти Киприана и Иустины, совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарём; последование помимо канона, стихир и седальна включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Евергетидском Типиконе), три стихиры-самогласна, кондак, светилен; на литургии служба та же, что и в Евергетидском Типиконе, за исключением Евангелия – Ин. 10:9–16. В Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в., который отражает афонскую редакцию Студийского устава, сохранившуюся в грузинском переводе, на литургии указан Апостол (1 Тим. 1:15 – [17?]), чтение то же, что в Типиконе Великой церкви, но от середины, «от полу».

 



 
PR-CY.ru