КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА - Страница 35

Во второй половине XVII в. новые технологии (цветная эмаль, высокий рельеф) и художественные особенности (полихромия, орнаменты, сложные композиции) внесли существенные изменения во внешнее и внутреннее убранство различных строений. Благодаря привлечению в Россию резчиков по дереву, изготовлявших формы для изразцов и перенёсших с их помощью в изразцовые рельефы пластику резьбы, в это время появились новые версии европейских орнаментов, отчасти ренессансных, но по преимуществу барочных, с пластичным восприятием поверхности художественного изделия. В XVII в. развитие в Москве приемов оформления зданий изразцами шло по пути укрупнения отдельных деталей и создания из них универсальных композиций. Крутицкие изразцы выполнены из красной глины, в основном, в форме прямоугольника, изогнутого по дуге в обрамлении оконных сандриков. Отдельные изразцы имеют форму круга (розетки над окнами), треугольника с выгнутой одной стороной или сложную барочную форму венчающего фронтоны окон гребешка. Профили изразцовых частей карнизов выполнены в виде полочек, валиков, гуськов, каблучков и т.д. Кроме изразцов применены поливные и крашенные в полоску кирпичи. Использовались формы, имеющие прямые аналоги среди элементов ордерной архитектуры: профилированные базы, коринфские капители, колонки, триглифы, розетки и т.д., но они лишены конструктивного значения. Так же как при создании фризовых полос и обрамлений проёмов, большое распространение получили раппортные схемы, позволявшие сделать крупный, рассчитанный на высоту размещения рисунок и покрыть значительную площадь, используя немногочисленные по ассортименту детали, элементы которых повторяются в заданных сочетаниях. Обрамление окон Теремка неразрывно связано с облицовкой его стен, на которых продолжаются одни и те же ленты фризов и карнизов. Окна исследователи готовы назвать сдвоенными, поскольку фасад членится по вертикали сплошными длинными пристенными колоннами. Каждое окно обрамлено композицией из фланкирующих проём колонок, которые имеют очень развитую опорную и венчающую части. Антаблемент несёт разорванный лучковый фронтон с двумя четвертными арками. Край окна дополнительно обрамлён простым прямоугольным изразцовым наличником с несложными обломами. Колонки декорированы обвивающей их, ажурно выполненной виноградной лозой. Их венчают круглые капители, которые имеют по две «угловые» многоуровневые волюты. Среди изображений в изразцовом декоре встречаются типичные для второй половины XVII в. растительные мотивы: репейчатые листья, плоды и плодовые букеты. Одним из самых распространённых изображений исследователи считают виноградную лозу с кистями в виде крупной зернистой ягоды, растущей из широкого зонтичного листа; этот мотив повторяется на витых колонках. Виноград в виде декоративного элемента обработки стен и изделий применялся в придворном быту XVI–XVII вв. и был особенно распространён на витых колоннах деревянных иконостасов, почти точно повторенных на изразцовых колоннах Теремка. Также на панно, декорирующих переходы, встречаются изображения стилизованного маскарона. В центре лицевой пластины – раскрытый цветок, справа и слева от которого изображены разомкнутые картуши с круглыми «глазами» под дугами «бровей». Над цветком – пышная корона («грива») из лепестков с нависающим по центру «гребнем». Нижняя часть изображения создана расходящимися лепестками, между которыми серией скобок-морщин обозначена линия «носа». Маскароны нередки на средневековых западноевропейских изразцах, но в русском церковном искусстве этого времени антропоморфные маскароны не были распространены.

 



 
PR-CY.ru