КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ

КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ, Дейр-эль-Ахмар, Дейр-Анба-Бишой – монастырь Коптской церкви; расположен в Верхнем Египте близ современного города Сохаг, на территории римской провинции Фиваида Вторая; один из древнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников христианской архитектуры и искусства Египта. Принятое название Красный монастырь связано с цветом его внешних стен, сложенных из красного кирпича, в отличие от расположенного в 4 км южнее от него Белого монастыря, стены которого построены из белого известняка. Красный монастырь был основан в середине – второй половине IV в. и до VII в. был частью монашеского союза Белого монастыря, состоявшего из двух мужских монастырей и женской обители. Наиболее известным архимандритом союза был Шенуте (Шенуда), который управлял монастырями около 80 лет до своей кончины (около 466 г.). В коптской традиции Красный монастырь носит имя подвижника Псоя (Пшой, Бишой; IV в.). Краткое арабское Житие Псоя содержится в верхнеегипетской редакции копто-арабского Синаксаря (конец XII – начало XIII вв.) под 5 амшира (30 января), где указано его греческое имя-прозвище – Пётр (так же в «Энкомии» в честь апостола Марка Иоанна, епископа Шмуна, VI – начало VII вв.). Согласно Синаксарю, Псой, уроженец деревни Псоне (араб. Басуна), был сподвижником апы Пжоля, дяди Шенуте и возможного основателя Белого монастыря; они подвизались на горе в Атрипе (араб. Адриба), где к ним позднее присоединился юный Шенуте, построили в этой местности храм (возможно, первоначально пещерный), а рядом с ним – отдельные келии, которые ещё существовали во время составления Синаксаря. В Житии Шенуте, составленном Бесой (Висой; последняя треть V в.), Псой назван жителем горы Псоу (вероятно, имеется в виду Красный монастырь). Об обители сохранилось меньше исторических свидетельств, чем о Белом монастыре, по отношению к которому она всегда занимала второстепенное положение. Красный монастырь упоминают в каталогах монастырей Египта коптского священник Абу-ль-Макарим (конец XII – начало XIII вв.) и мусульманский историк аль-Макризи (XV в.). С XVII в. на монастыри Сохага начали обращать внимание европейские путешественники. Основным объектом изучения был Белый монастырь, сохранивший библиотеку и сокровищницу. В 1845 г. обители посетил архимандрит Порфирий (Успенский). Первым русским исследователем этих монастырей стал Владимир Георгиевич Бок, который во время двух командировок в Египет (1888–1889 и 1897–1898 гг.) собрал коллекцию коптских тканей и других произведений искусства (Государственный Эрмитаж), провёл археологические исследования Файюма, Накады, Самайны, Ахмима, сделал множество фотоснимков. В ходе исследований В.Г. Бок видел в Красном монастыре две надписи IX–X вв. (утрачены после 1973 г.), в которых, согласно переводу А. Маллона, упоминались ктиторы Красного монастыря – Коллуф и его сын диакон Павел), а также надпись 1301 г., оставленную художником монахом Меркурием из Белого монастыря. В научной литературе Красный и Белый монастыри сравнивают между собой. Оба монастыря были построены практически одновременно. Их общие планы исследователи находят идентичными; Красный монастырь представляет собой упрощённую архитектурную копию Белого и уступает ему по площади (23×43,5 м, что соответствует около двух трети размера Белого монастыря).

 



 
PR-CY.ru