КНИЖНАЯ СПРАВА - Страница 10

Взгляды троицких справщиков на книжную правильность основаны на учении о грамматике как инструменте интерпретации сакральных текстов. Целью справы признаётся смысловая точность текста, которая достигается грамматическим анализом слов и форм. Справщики обвиняли своих оппонентов в том, что они «единаго речения грамматического учения не знают – ни времени, лиц, ни родов, ни числа». Обвинители троицких справщиков возражали против подхода к справе на основе грамматики, которую они считали «внешней мудростью», противоположной подлинному благочестию. На Соборе 1618 г. справщики были обвинены в ереси и осуждены. Позже они получили поддержку патриарха Филарета (Романова), вернувшегося в июне 1619 г. в Москву из польского плена: специально созванный патриархом в 1619 г. Собор завершился оправданием справщиков. Преподобному Дионисию был пожалован клобук, Арсения назначили справщиком Печатного двора, Иоанна Наседку – священником кремлёвского Благовещенского собора (позднее стал ключарём кремлёвского Успенского собора). Во время патриаршества Филарета они продолжали заниматься книжной справой. Взгляды преподобного Дионисия и его сотрудников стали определяющими в книжной справе, осуществлявшейся при активной поддержке патриарха Филарета (1619–1633 гг.) и продолжившейся при патриархе Иоасафе I (1634–1640 гг.). При патриархе Филарете был издан полный комплект богослужебных книг: 12 месячных Миней (1619–1630 гг.), Служебник (четыре издания: 1623, 1627, 1630, 1633 гг.), Часослов (пять изданий: 1628, 1631 – дважды, 1632, 1633 гг.), Апостол (четыре издания: 1621, 1623, 1631, 1633 гг.), Требник (четыре издания: 1623, 1624, 1625, 1633 гг.), Минея общая (четыре издания: 1625, 1626, 1629, 1632 гг.), Евангелие (три издания: 1627, 1628, 1633 гг.), Псалтирь (шесть изданий: 1620, 1622, 1624, 1629, 1631, 1632 гг.), Псалтирь следованная (три издания: 1626, 1628, 1632 гг.), Триодь постная (два издания: 1621, 1630 гг.), Устав церковный (1633 г. – дважды), Триодь цветная (два издания: 1621, 1630 гг.), Шестоднев (два издания: 1625, 1626 гг.), Евангелие учительное (два издания: 1629, 1633 гг.), Октоих (1631 г. две части), Канонник (1631 г.). Столь же активной работа Московского Печатного двора была и при патриархе Иоасафе I: было выпущено 23 книги – больше, чем при патриархе Филарете. Основное внимание справщиков было сосредоточено на том, чтобы привести «во единогласие потребы и чины церковного священноначалия». Понимание правильности определялось господствующей в Московской Руси в первой половине XVII в. идеологией культурного изоляционизма и связывалось с русской традицией как сохранившей исконную «чистоту». В качестве источников книжной справы использовались собранные по особому указу царя и патриарха древнерусские рукописи – «книги харатейныя добрых переводов древних», которые противопоставлялись новым греческим изданиям и исправленным по ним юго-западнорусским книгам. Новопечатные греческие книги, отражавшие немного иную, чем в Московской Руси, богослужебную практику, были, кроме того, идеологически неприемлемы для московских книжников: по мнению русских, принятие греками Флорентийской унии (1439 г.) и падение Константинополя (1453 г.) привели к исчезновению у греков истинного благочестия, к тому, что греки «ныне живут в теснотах великих между неверными... и для тово вводят иныя веры в переводы греческаго языка» («Прения литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Ильёю и справщиком Григорием по поводу исправления составленного Лаврентием Катехизиса // Летописи Тихонравова. 1859 г., том 2).

 



 
PR-CY.ru