КНИЖНАЯ СПРАВА - Страница 21

Вопрос о необходимости книжной справы вновь был поднят в церковной печати в середине XIX в., когда были отмечены неясность отдельных мест в богослужебных текстах и ошибки в переводах с греческого. По сравнению с XVII в. акценты заметно сместились. Если раньше в центре внимания были вопросы текстологии (т.е. соответствия церковнославянских богослужебных книг греческим оригиналам), то теперь центральной стала проблема понятности церковнославянского текстов носителям русского языка. Попытки исправления библейских и богослужебных книг, предпринимавшиеся в XIX–XX вв., имели целью адаптировать церковнославянский язык к нормам русского литературного языка и осуществлялись параллельно с переводом текстов на русский язык. В 1869 г. по инициативе Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) в Москве был образован Комитет для пересмотра славянского текста Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Требника и Часослова. Его работа была продолжена синодальной комиссией во главе с епископом Саввой (Тихомировым), затем её возглавил Сергий (Ляпидевский). По мнению исследователей, практические результаты деятельности комиссии были незначительными. В 1907 г. при Синоде была создана комиссия по исправлению богослужебных книг, которую возглавил архиепископ Сергий (Страгородский). Комиссия издала новую редакцию Постной и Цветной Триодей, подготовила новую редакцию Октоиха, Праздничной и сентябрьской Миней. Сохраняя церковнославянскую морфологию, справщики последовательно заменяли грецизированные синтаксические конструкции и слова, непонятные носителям русского языка. Новая редакция богослужебных книг не вошла в употребление из-за революционных событий. Вопрос о книжной справе обсуждался на поместном Соборе Православной Российской церкви 1917–1918 гг., который сформулировал программу и основные принципы книжной справы, однако практических результатов эти решения в то время не имели. В 1943–1987 гг. единственным издательством на территории СССР, осуществлявшим публикацию богослужебных книг, был Издательский отдел Московской патриархии, что способствовало языковому единообразию издававшихся церковнославянских текстов. В 1957 г. была создана календарно-богослужебная комиссия, которая занималась, в основном, проблемами богослужебного устава, эпизодически обращаясь к вопросам книжной справы. Наиболее важным событием этого времени исследователи считают издание в 1978–1988 гг. полного круга Служебных Миней, куда вошло большое количество прежде не публиковавшихся служб. Это издание стало реализацией решений Собора 1917–1918 гг., оно опиралось на материалы епископа Афанасия (Сахарова), собиравшего и редактировавшего службы русским святым.



 
PR-CY.ru