КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ - Страница 11

Точную датировку сочинения исследователи считают затруднительной, исследователи полагают, что оно создано в 944–959 гг. Вопрос личного участия Константина VII Багрянородного в подготовке энциклопедии не может быть решён окончательно, хотя автор предисловия называет его «составителем». По мнению Поля Лемерля, сочинение не носит оригинальный характер и почти полностью воспроизводит несохранившийся ранний текст схоластика Кассиана Басса из Вифинии (это имя стоит в заглавии нескольких рукописей, кроме того, в некоторых местах эксцерпты перемежаются личными обращениями к «дражайшему сыну Бассу»), который, в свою очередь, также не является самостоятельным сочинением, а восходит к источникам IV в. Следовательно, реконструировать сельскохозяйственную жизнь X в. на основании «Геопоник», по мнению исследователей, нельзя. По мнению Елены Эммануиловны Липшиц, напротив, составителя «Геопоник» отличало стремление творчески переработать и актуализировать имевшийся в его распоряжении материал, а значит, источниковедческая ценность памятника для изучения реалий X в. весьма велика. О популярности «Геопоник» говорит то, что они известны более чем в 50 ранних списках, переведены на сирийский, арабский, армянский и частично латинский языки. В рукописи 963–969 гг. трактат «О церемониях...» предваряется тремя трактатами о военных походах. Согласно подзаголовку наиболее пространного из них, он был создан Константином VII Багрянородным для своего сына Романа. Трактат посвящён вопросу о том, как должен быть организован поход, в котором принимает участие император. Сочинение открывается обращением к сыну, в котором Константин VII Багрянородный описывает свои источники, основным из которых стала «Записка» Льва Катакила, чиновника при дворе Льва VI Мудрого. Эта «Записка», одну из версий которой представляет собой второй из трактатов, была слишком краткой и стилистически несовершенной и нуждалась в переработке. По словам Константина VII Багрянородного, он собирался передать сыну давнюю традицию, идущую от прежних императоров. Исследователи находят примечательным, что в числе этих древних императоров упомянуты и императоры-иконоборцы – представители Исаврийской династии. Трактат отличает отсутствие композиционного единства и небрежность в отборе материала (перечни чиновников, сопровождающих императора в походе, необходимой утвари и вьючных животных перемежаются рассказами о триумфальных въездах в город императоров Василия I Македонянина и Феофила). По мнению исследователей, Константин VII Багрянородный приступил к работе над трактатом в середине 950 гг., однако не успел завершить редактирование и унификацию текста. В то же время трактат исследователи считают ценным свидетельством о литературных вкусах и составе личной библиотеки Константина VII Багрянородного. Под именем Константина VII Багрянородного дошёл ряд малых сочинений светской и церковной тематики. В рукописной традиции Константину VII Багрянородному приписана речь на перенесение мощей Иоанна Златоуста. Исследователи предполагают, что она была создана в связи с 500-летием перенесения в Константинополь мощей святителя, однако некоторые выражения заставляют исследователей видеть в авторе клирика, а не императора. Вне зависимости от решения вопроса об авторстве филологический анализ показывает исследователям, что речь опирается на сочинение той же тематики, созданное отцом Константина VII Багрянородного императором Львом VI Мудрым, и, в свою очередь, была использована Симеоном Метафрастом в 980 гг. Таким образом, датировка речи совпадает с временем жизни Константина VII Багрянородного.

 



 
PR-CY.ru