КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ - Страница 12

Имя Константина VII Багрянородного также обозначено в заглавии риторического послания в связи с перенесением в Константинополь мощей Григория Богослова. Однако уже сама форма и заголовок сочинения «Письмо, как будто бы от императора Константина Багрянородного, составленное и посланное Великому Богослову Григорию, когда он был перенесён в Константинополь» указывают исследователям на то, что она принадлежит другому автору, писавшему по императорскому заказу. Исследователи предполагают, что этим автором был Феодор Дафнопат, поскольку произведение дошло в коллекции его сочинений. Другая речь, посвящённая этому же событию, могла в действительности быть произнесена самим Константином VII Багрянородным 19 января 946 г., в момент торжественного перенесения мощей Григория Богослова в церковь св. Апостолов в Константинополе. Первоначальная редакция, дошедшая в рукописи Исторического музея (25 февраля 1025 г.), позже была переработана и сокращена самим автором, чтобы сделать её более подходящей для литургических нужд. Речь о перенесении вериг апостола Петра, литургическая поэзия и повесть об Эдесском убрусе, созданная в связи с его перенесением в Константинополь в 944 г. и включённая под 16 августа в минологическое собрание Симеона Метафраста без каких-либо содержательных изменений, также не могут быть надёжно атрибутированы Константину VII Багрянородному. Повесть об Эдесском убрусе имеет множество лексических пересечений с Жизнеописанием Василия I Македонянина. Согласно предположению И.И. Шевченко, оба произведения были созданы одним анонимным автором по заказу Константина VII Багрянородного. Даже если Константин VII Багрянородный и не был автором конкретных агиографических произведений, его участие и личная заинтересованность в обогащении и систематизации и этой сферы духовной жизни не вызывают у исследователей сомнений. При его дворе работали агиографы Григорий Референдарий и Феодор Дафнопат, по его заказу была создана редакция Синаксаря Константинопольской церкви, дошедшая в рукописи, содержащей также пролог-обращение к Константину VII Багрянородному от имени составителя – диакона Евариста. Малые произведения светского характера представлены речами, обращёнными к командующим восточным войсками, с целью поднять их боевой дух. Поль Лемерль полагал, что они действительно принадлежат Константину VII Багрянородному; И.И. Шевченко, основываясь на стилистических сопоставлениях с посланиями к Феодору Кизическому, отрицал авторство Константина VII Багрянородного. Речи дошли в рукописи 959–963 гг.: первая создана в 952–953 гг., вторая – в 958 г.  «О церемониях византийского двора» («De cerimoniis aulae Byzantinae») исследователи считают важным памятником византийской культуры, позволяющим изучать топографию Константинополя, императорский придворный церемониал, историю византийского богослужения, археологию и проч. Он представляет собой состоящую из двух книг коллекцию различных текстов, в которых описан придворный ритуал. Автором трактата традиционно считался Константин VII Багрянородный, однако, как свидетельствуют исследования учёных начиная с XIX в., Константину VII Багрянородному принадлежала лишь инициатива создания трактата, сбор материала и его частичная систематизация.

 



 
PR-CY.ru