КИАРАН - Страница 2

В ирландской версии Жития особое внимание уделено отношениям Киарана с верховным правителем Диармадом, сыном Кербалла (ум. в 565 г.), и со св. Колумбой (ум. в 597 г.); А. Кенель объясняла это контактами общины Клуан-Мокку-Носа с правителями из династии Кланн Колман и церковной общиной Дермага (ныне Дарроу, графство Оффали), основателем которой считался св. Колумба. Появление отдельных эпизодов исследовательница связывала с тем, что на рубеже XI и XII вв. Житие подверглось переработке. В частности, предсказание Киарана о гонениях на его учеников, по мнению А. Кенель, было вызвано разорением Клуан-Мокку-Носа в 1095 г. В предании о том, что верные ученики Киарана были вынуждены на время покинуть Клуан-Мокку-Нос, а также в рассказе об изгнании Киарана из церкви Исел Кенель усматривала отражение конфликта между руководством общины Клуан-Мокку-Носа и семейством Конна Бедняков в XI в. Однако эти эпизоды присутствуют и в дублинской версии Жития, что позволило А. Кенель сделать вывод о зависимости пространной дублинской версии от ирландского Жития и от латинской саламанкской версии. Сложности в изучении Жития Киарана исследователи связывают, главным образом, с тем, что сохранившиеся версии, несмотря на общую основу, содержат существенные расхождения. Хотя дублинская версия считается самой полной, в других латинских текстах и особенно в ирландской версии есть эпизоды, отсутствующие в дублинском тексте. Однако в отличие от многих Житий, составленных в Ирландии, во всех версиях Жития Киарана строго соблюдается хронологический порядок повествования. Киаран был одним из самых известных и почитаемых в Ирландии святых, и сведения о нём сохранились в разнообразных источниках. Исследователи полагают, что к несохранившимся редакциям Жития восходят описания чудес Киарана в глоссах к Мартирологу Оэнгуса (XI–XII вв.) и в латинском стихотворении, приложенном к оксфордской версии Жития. По мнению исследователей, в основу этого стихотворения могли быть положены антифоны оффиция в честь Киарана. В стихотворении содержится указание на чудо, совершённое Киараном, о котором не говорится в Житии святого (согласно повести «Рождение Аэда Слане», когда царица Маренн, страдавшая от облысения, воззвала к Киарану, у неё в одно мгновение выросли длинные золотистые волосы). В разных источниках учениками Киарана названы св. Даг, сын Карелла, св. Келлах из Келл-Алада (ныне Киллала, графство Мейо), св. Фехин, которого Киаран нарёк этим именем (Moecca, Mo Fecca). Киарану приписывается авторство нескольких стихотворений и монашеского устава. О нём упоминается в Житиях многих ирландских святых, например, в Житии св. Аэда, сына Брекка, в Житии св. Сенана, в ирландском Житии св. Брендана. Согласно дублинской версии Жития, родители Киарана жили в области Миде (современные графства Мит и Уэстмит). Его отец, Бео-Аэд, был плотником (лат. «artifex», древнеирл. «saer»; первоначально этим словом обозначался любой квалифицированный ремесленник, позднее – мастер по дереву, зодчий), поэтому Киарана именовали «сын плотника» («filius artificis»; «mac in tshair»). У Бео-Аэда и его жены Дарерки было пять сыновей и три дочери, все они впоследствии стали служителями церкви.

 



 
PR-CY.ru