КИАРАН - Страница 16

Архитектурные особенности и датировка, полученная методом радиоуглеродного анализа (между 660 и 980 гг.), дают исследователям основания считать храм одной из старейших каменных построек в Ирландии. Исследователи высказывали мнение, что церковь сооружалась одновременно с соборным храмом в начале X в. по инициативе верховного правителя Фланна Синны и аббата Колмана. В Средние века этот храм отождествляли с «малой церковью», в которой, согласно ирландскому Житию, был похоронен Киаран. Исследователи полагают, что большинство святынь, связанных с почитанием Киарана, было утрачено в 1552 г. Согласно «Анналам Четырёх наставников», английские солдаты из замка Атлон полностью разорили храмы Клонмакнойза. Последняя попытка восстановить церкви была предпринята католическим духовенством в 1647 г., но к концу XVII в. все храмы были заброшены (кроме одного, который использовался англиканским приходом). В 1684 г. Клонмакнойз посетил Э. Доппинг, протестантский епископ Мита. Он упоминал, что в «храме Киарана» («Temple Keran now called St. Kyrans Chapell») хранилась рука святого, но местные жители не показали её епископу. О реликвии Киарана и о паломничестве католиков в Клонмакнойз упоминали и другие авторы. В конце XVIII в. в «храме Киарана» был обнаружен тайник с предметами богослужебной утвари. Считается, что в 1821 г. в этой церкви был найден посох-реликварий, который обычно отождествляют с так называемым посохом из Клонмакнойза (XI–XII вв.; Национальный музей Ирландии, Дублин). В XIX в. продолжалась традиция католического паломничества в Клонмакнойз, обычно приуроченного к первому воскресенью сентября. При обходе храмов, крестов и других культовых объектов паломники брали землю с могилы святого в «храме Киарана». О праздновании памяти Киарана 9 сентября исследователям известно с IX в. Память святого под этой датой указана в Мартирологе из Тамлахты и в метрическом Мартирологе Оэнгуса: «Великое празднество, которое наполняет пределы, которое рассеивает быстрые корабли» («mór líth línass crícha / crothass longa lúatha»). Поминовение Киарана значится в ирландском календаре из Карлсруэ (первая половина IX в.). День памяти святого указан во всех более поздних ирландских мартирологах. О его праздновании упоминается в стихотворении, помещённом среди глосс к Мартирологу Оэнгуса, а также в ирландских анналах. Так, под 999 г. в анналах сообщается об убийстве, совершённом в Клуан-Мокку-Носе в день празднования памяти Киарана, под 1038 г. – о кровавой схватке между представителями племён Делбна и И Мане, также случившейся в этот день. О почитании Киарана свидетельствует практика наречения имени в честь святого, в том числе среди насельников Клуан-Мокку-Носа. С IX в. в летописях упоминается имя Маэл Киаран (под 869, 880, 905 гг. и др.), с XI в. – Гилла Киаран (под 1014, 1020 гг. и др.; примерное значение обоих имён – «слуга Киарана»). Под 804 г. в «Анналах Четырёх наставников» говорится о приоре Клуан-Мокку-Носа, которого звали Ку Киаран (пёс Киарана). В Средние века почитание Киарана засвидетельствовано также в Шотландии. Почитание Киарана ирландцами способствовало тому, что во второй половине IX в. поминовение святого было внесено во франкский Мартиролог Узуарда («In Scotia Querani abbatis») и в некоторые континентальные календари. Кардинал Цезарь Бароний включил память Киарана в Римский Мартиролог. Празднование памяти Киарана 9 сентября указано в календаре Римско-католической церкви в Ирландии.



 
PR-CY.ru