КИАРАН

КИАРАН (ум. в 549 г.) – основатель монастыря (церковного поселения) Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз, графство Оффали, Ирландия), святой (память в Западной церкви 9 сентября). Житие Киарана известно исследователям в четырёх версиях (три на латыни, одна на ирландском языке). Самым полным является латинское Житие, которое включено в Дублинское (Килкеннийское) собрание Житий ирландских святых (обозначается сиглой M или D) и издано Ч. Пламмером по рукописи XV в. Другая латинская версия Жития (R или O) входит в состав Оксфордского собрания, издана Робертом Александром Стюартом Макалистером по рукописям XIV в. Особую версию представляет собой Житие Киарана из Саламанкского собрания (XIII – начало XIV вв.; сохранилась только начальная часть Жития). Пространная ирландская версия Жития Киарана, написанная в форме гомилии на день памяти святого и на стих Мф. 7:12, содержится в так называемой Книге из Лисмора (начало XV в.) и в рукописи XVII в., выполненной Михалом О Клери. История текста Жития и датировка версий до конца не определены. Ч. Пламмер отметил, что оксфордская редакция Жития, скорее всего, является переработкой дублинской версии: текст существенно сокращён, добавлены ссылки на Священное Писание и рассуждения моралистического характера. Ирландское Житие, по мнению Ч. Пламмера, основано на латинском оригинале, который, однако, не был тождествен ни одной из сохранившихся латинской версий. Согласно Дж. Кенни, все версии Жития восходят к первоначальному тексту или сборнику текстов о Киаране, созданному в Клуан-Мокку-Носе не позднее IX в. Исследователь попытался выделить эпизоды, которые, по его мнению, содержались в первоисточнике (повествование о смерти Киарана, рассказы о происхождении реликвий и др.). Р. Шарп согласился с предположением Дж. Кенни о едином первоисточнике, отметив, что все сохранившиеся версии в той или иной мере подверглись переработкам. По мнению Р. Шарпа, дублинская версия была выполнена в 1220 гг., оксфордская версия представляет собой сокращение, сделанное в конце XIII в. для богослужебных нужд. Обе эти версии восходят к одной редакции Жития, саламанкская – к другой. Согласно К. Маккоуну, саламанкская версия является сокращением дублинской. По мнению М. Герберт, ирландская версия Жития, сохранившаяся в «Книге из Лисмора», была составлена в Клуан-Мокку-Носе между серединой XI в. и серединой XII в. А. Кенель попыталась восстановить историю текста Жития, опираясь на выводы Р. Шарпа о развитии агиографического творчества в Ирландии. Поскольку Киаран был одним из самых известных ирландских святых, первоначальное Житие могло быть составлено в VII в., самое позднее в VIII в. Среди древнейших эпизодов, сохранившихся в разных версиях Жития, – рассказ о пире в Клуан-Мокку-Носе, который, по мнению А. Кенель, был записан, скорее всего, не позже середины VII в. Столь ранняя датировка первоначального Жития основана на предположении Р. Шарпа, что в IX–XI вв. создавалась агиографическая литература только на ирландском языке. Составление ирландской версии Жития А. Кенель датировала началом X в., указывая на замечание К. Маккоуна о наличии среднеирландских форм в житийных текстах в «Книге из Лисмора» (однако К. Маккоун отнёс эти тексты к XI–XII вв.).

 



 
PR-CY.ru