КОЛУМБА, Колум Килле - Страница 24

Англо-нормандский барон Джон де Курси, захвативший Даунпатрик в 1177 г., основал при кафедральном соборе бенедиктинский приорат Святой Троицы. По инициативе де Курси были обретены мощи святых Патрикия, Бригиты и Колумбы; перенесение мощей 9 июня 1196 г. возглавил папский легат кардинал Вивиан в присутствии 15 епископов. Согласно ирландским источникам, в 1293 г. Николай Мак Маэл Иса, архиепископ Арма, обрёл в Соле чудотворные мощи Патрикия, Бригиты и Колумбы и поместил их в драгоценную раку (интерпретация этих сведений для исследователей затруднительна). Святыни, хранившиеся в Даунпатрике, были уничтожены английскими властями в 1538 г. По мнению исследователей, важнейшей реликвией, хранившейся в Кенаннасе, был флабеллум (cuilebad – литургическое опахало, рипида) Колумбы, утраченный в 1034 г.: клирики, которые возвращались из Шотландии с флабеллумом и другими святынями, погибли в море. Скорее всего, как полагают исследователи, реликвию спасли или заменили аналогичным предметом, т.к. под 1090 г. в анналах сообщается, что «реликвии Колума Килле» (minda Colaim Chille) – флабеллум, «колокол королей» (Clogh na righ) и два Евангелия (in da Sosccéla) – были возвращены из области Тир-Коналл со щедрыми пожертвованиями (святыни могли вывозить для поклонения). Легенда о происхождении флабеллума приведена в повести «Плавание Снедгуса и Мак Риаглы» (начало XII в.): это был лист огромного дерева, которое росло на далёком морском острове; монахи получили его от чудесной птицы и возложили на алтарь Колумбы в Кенаннасе (предположение Ривза, что cuilebad был туникой (colobium) Колумбы, исследователи считают ошибочным). По мнению исследователей, среди святынь, упомянутых в анналах под 1090 г., было «великое Евангелие Колума Килле» («Soiscelae mor Coluim Cille»), которое в 1007 г. похитили из церкви в Кенаннасе; реликвию удалось вернуть, но драгоценный оклад был утрачен. «Великое Евангелие» – это «Книга из Келлса»; до 1650 гг. рукопись, почитавшаяся как «чудотворная книга» Колумбы (a leabhar ann go míorbhuilibh), хранилась в Келлсе, затем была передана в библиотеку Дублинского университета (Тринити-колледжа). Считается, что «Книга из Келлса» была создана на рубеже VIII и IX вв. в монастыре Иона или в Кенаннасе. С именем Колумбы связывали также другое раннесредневековое Евангелие – «Книгу из Дарроу». Согласно колофону в «Книге из Дарроу», над рукописью Колумба работал 12 дней (исследователи полагают, что колофон скопирован из не сохранившейся рукописи, созданной святым). Исследователи предполагают, что по указанию верховного правителя Фланна Синны (879–916 гг.) для книги был изготовлен реликварий с надписью, в которой властитель просил Колумбу о «молитве и благословении». Драгоценный оклад рукописи был утрачен в конце XVII в. Согласно Манусу О'Доннеллу, в Дарроу хранился также «большой посох» Колумбы (mor bachall). Главной святыней церкви Дайре было «Евангелие Мартина», о происхождении которого сообщается в среднеирландском Житии: совершив паломничество в Тур, Колумба получил книгу, находившуюся в могиле св. Мартина Турского, и впоследствии оставил её в Дайре (исследователи полагают, что в первоначальной версии легенды речь шла не о Колумбе, а о св. Колуме из Тир-Да-Гласа).

 



 
PR-CY.ru