КЛИРИК ОСТРОЖСКИЙ - Страница 2

В 1960 гг. П.К. Ярёменко предположил, что Клирик Острожский – это псевдоним поэта и переводчика Гавриила Дорофеевича (в 1590 гг. он учился в Остроге, затем был преподавателем в львовской братской школе и в школе Киево-Печерского монастыря). Гипотезу П.К. Ярёменко поддержал Ярослав Дмитриевич Исаевич. В конце ХХ в. Игорь Зиновьевич Мыцко отождествил Клирика Острожского с деятелем острожского кружка, проповедником протопопом Игнатием (ум. после 1603 г.), о котором известно, что он полемизировал с католиками. Гипотеза И.З. Мыцко представляется исследователям наиболее аргументированной. Два публицистических произведения Клирика Острожского («Отпис на лист... Ипатия, Володимерского и Берестейского епископа...» и «Историа о листрикийском, то есть о разбойническом, Ферарском, або Флоренском, синоде...») стали ответом на письмо Ипатия Потея князю К.К. Острожскому и русской шляхте от 3 июня 1598 г. (послание Ипатия Потея опубликовано в «Антиррисисе», 1599, 1600 гг.). Ипатий Потей обращался к князю К.К. Острожскому как к наследнику равноапостольного князя Владимира (Василия) Святославича и пытался склонить его к унии. Вслед за Петром Скаргой Ипатий Потей писал, что Брестская уния стала возвращением к «флорентийскому единству», забытому вследствие нерадивости «старших церковных», т.е. православной иерархии. Письмо Ипатия Потея обсуждалось в острожском кружке (об этом позднее сообщил Мелетий (Смотрицкий) со слов члена острожского кружка священника Дамиана Наливайко), ответ было поручено написать Клирику Острожскому. «Историа...» является приложением к ответу: поскольку, по мнению Ипатия Потея, Брестская уния продолжает дело, начатое Флорентийским собором, Клирик Острожский добавил к письму рассказ о Соборе, чтобы показать, что в результате Брестской унии возобновится начатое на Флорентийском соборе принуждение к церковному единству с помощью насилия. «Отпис...» и «Историа...» были опубликованы в острожской типографии в 1598 г. По свидетельству Ипатия Потея, вышли два издания: на простой мове и на польском языке. Сохранилась только публикация на простой мове (исследователям известны около 20 экз.). Небольшой по объёму «Отпис на лист... Ипатия, Володимерского и Берестейского епископа...» состоит из обращения к читателю, предисловия и текста письма. Клирик Острожский опровергает два утверждения Ипатия Потея: о том, что в Речи Посполитой необходимо насаждать унию, поскольку любое согласие лучше, чем внутренняя война; мнение о католической церкви как о единственной истинной. В произведении большое место занимает отрицание согласия («згоды»), которое навязывается насилием – как на Крите, где «кандийские грекове зневолоне есть от влохов», или в Крыму, где христианские невольники вынуждены праздновать мусульманский Байрам. Клирик Острожский пишет о том, что результатом Брестской унии стало не согласие между церквами, а углубление вражды в обществе. Автор рисует яркую картину преследований православных католиками и униатами, отсылая в том числе к «Ответу на книжки о Брестском Соборе от людей старинной греческой веры» Христофора Филалета. При этом текст не содержит выпадов ни против учения католической церкви, ни против примата папы. Напротив, говорится, что униаты, выступая якобы от имени всех православных, обманули «отца папежа». Завершается произведение обращением к Богу с молитвой об истинном церковном согласии, основанном на евангельском братстве и христианской любви, а не на утиатском понимании единства церквей. Молитва вложена в уста князя К.К. Острожского, который «о такую згоду промышлял, радил, старал, просил».

 



 
PR-CY.ru