КЛЕЕ Генрих - Страница 4

Опираясь на триадологию отцов-каппадокийцев, Генрих Клее показывает Святого Духа в роли совершителя исполненных Сыном замыслов и воли Отца – Того, Кто совершенствует мир после творения (Nach-Schöpfer) и довершает в церкви дело искупления (Nach-Erlöser). При этом если творческие и искупительные действия Сына направлены на универсум в целом (Weltmasse), на общие начала, имеют следствия для общего природного порядка (im Allgemeinen, in der Masse), то Святому Духу предлежит их формо- и жизнеобразующее продолжение (Gestalt und Leben verleihend) в частном отношении (im Einzelnen), развитие в плане духовной свободы и сознания, способствование освящению человека и личному приятию спасительной благодати каждым в отдельности. Так же как Сын, будучи «сущностным образом» (wesentliches Abbild) Отца, приводит творение к Его видению и связи с Ним, так и Святой Дух – и только Он – приводит, начиная с апостолов, к познанию Сына и любви к Нему, действенно сообщая Его истину и благодать внутренней сущности человека. Поэтому именно Святой Дух есть «животворящий Церковь, властвующий, предстоящий её предстоятелям принцип», жизнь церкви; Тот, Кто хранит и распространяет в ней истину и благодать. Задолго до Карла Ранера Генрих Клее указывает на причинную связь между «имманентной» и «икономической» Троицей: «Внутреннее отношение трёх (Ипостасей) является фундаментом Их отношений вовне». Так, миссия Святого Духа во времени, Его ниспослание (Sendung) Сыном Церкви и миру от Отца имеет прямое основание в Его внутритроичном исхождении (Hervorgang, Ausgang) от Обоих. В учении об искуплении Генрих Клее стремится избегать односторонности и богословской узости господствовавшей в западной средневековой сотериологии юридической трактовки человеческого греха и божественной Жертвы, придерживаясь в большей степени «физиологической» и «сакраментальной» интерпретации: заместительная смерть Христа на Кресте упраздняет всепоглощающую силу нанесённого грехом Адама и неизбежно передаваемого через зачатие природного повреждения человечества, разрушает причину и состояние духовной смерти, тем самым устанавливая новый, высший порядок бытия и жизни, к которому в интенции причастны все, в действительности же – те, кто в него свободно вступают через церковные таинства, кто стремятся стать плотью и духом Христа и так усваивают себе Его страдания. Необходимым условием личного приобщения к благодатным дарам искупления Генрих Клее объясняет продолжающееся распространение первородного греха и среди оправданных. Рассматривая тогда ещё дискутируемый в католической церкви вопрос о непорочном зачатии Девы Марии, Генрих Клее склоняется к мнению о сохранении Её свободной от первородного греха в силу будущих заслуг Христа. В пользу этого свидетельствуют, по мнению Генриха Клее, вера церкви в личную безгрешность Богородицы, Её теснейшая, непосредственная связь с божественным Сыном и, главное, желание Бога ради искупления и исцеления человека вступить в ипостасное единение с незапятнанной человеческой природой, на что определённо указывает догмат о Его бессеменном зачатии. Учитывая тот факт, что человеческая природа испорчена не только в мужском её проявлении, и что не только мужчина является «генеративным принципом» продолжения рода, этому условию вполне будет отвечать признание Марии, «от чьей субстанции Он (Искупитель) воспринял человечество», свободной от власти первородного греха. Генрих Клее объясняет различные именования в католическом богословии единой благодати Божьей в соответствии с многообразными отношениями и образами её явления.

 



 
PR-CY.ru