КЛЕАНФ - Страница 7

Хотя ни античные авторы, ни древние христианские писатели не упоминали и не цитировали «Гимн к Зевсу», исследователи XIX–XXI вв. единогласно признают его подлинным сочинением Клеанфа, опираясь как на наличие смысловых и стилистических связей между «Гимном к Зевсу» и фрагментами Клеанфа, так и на идейное содержание «Гимна к Зевсу», согласующееся с известными из других источников теологическими мнениями Клеанфа и общими принципами религиозной философии раннего стоицизма. С точки зрения жанра сочинение Клеанфа исследователи считают классическим античным религиозным гимном, на что указывает ряд формальных и содержательных признаков: 1) стихотворный размер – эпический гекзаметр (хотя и с некоторыми метрическими неправильностями и случаями зияния); 2) употребление автором различных форм с корнем «куи-»; 3) постоянное использование местоимения первого лица единственного числа «ты» в различных падежах; 4) добавление к эпитетам образованных от прилагательных гиперболизирующих приставок: «все-», «едино-», «много-», «вечно-»; 5) частое повторение каузального союза «ибо»; 6) упоминание особой силы бога и её материального символа; признание его помощником людей и заявление о наличии у молящегося религиозных обязанностей по отношению к богу. Исследователи отмечают, что «Гимн к Зевсу» Клеанфа имеет типичную для античных произведений этого жанра трёхчастную структуру: 1) призывание (invocatio), содержащее обязательное упоминание имени бога и его личных свойств, а также общие хвалы в адрес бога; 2) хвалебное повествование (laudatio, также pars epica), в котором рассказывается о конкретных благих деяниях бога и об отношениях между ним и людьми; тем самым создаётся основание для обращения к богу с некой просьбой; 3) молитва (oratio), в которой повторяются хвалы богу и испрашивается его помощь в каком-либо деле. Используя традиционную структуру античного гимна, Клеанф наполнил её новым, философским содержанием. В отличие от обращённых к богам греческого пантеона обычных религиозных гимнов «Гимн к Зевсу» Клеанфа в повествовательном разделе содержит не описания мифических или исторических событий, но перечисление философских свойств верховного божества. Призываемый Клеанфом Зевс – это не традиционный бог олимпийской религии, но философский единый Бог, Творец и Управитель космоса; при этом известные из мифа свойства Зевса метафорически переосмысляются, и тем самым развёртывается как бы «внутренняя биография» Зевса.

 



 
PR-CY.ru