КЛАРИССЫ

КЛАРИССЫ, клариссинки; также – бедные женщины, миноритки; официальное название – Орден св. Клары – католический женский монашеский Орден, основанный католической святой Кларой Ассизской как «второй Орден» францисканцев. Орден кларисс состоит из автономных монастырей; духовно и юрисдикционно связан с Орденом францисканцев. Клариссы ведут созерцательный образ жизни в подражание Христу, руководствуясь примерами католических святых Франциска Ассизского и Клары Ассизской. Во многих монастырях кларисс соблюдается строгий затвор, общение монахинь с мирянами происходит только через решётку. Некоторые реформированные женские конгрегации кларисс сохранили своё название и посвящение св. Кларе Ассизской. Традиционное одеяние кларисс – чёрная туника крестообразной формы, подпоясанная белой верёвкой с тремя узлами, которые обозначают три монашеских обета, скапуляр с прямоугольным вырезом и белый головной убор с чёрной накидкой. В некоторых ветвях Ордена принято облачение коричневого цвета. История Ордена связана с принесением монашеских обетов и монашеским постригом католической святой Клары Ассизской в Вербное воскресенье 1211 г. (или 1212 г.). Девушка провела несколько недель в бенедиктинском аббатстве Сан-Паоло-делле-Аббадессе, потом Франциск Ассизский отправил её в монастырь Сант-Анджело-ди-Панцо у подножия горы Субазио. Несмотря на попытки родственников забрать её из монастыря силой, Клара не отказалась от своего намерения вести монашеский образ жизни. Вскоре к ней присоединилась её сестра Агнесса и другие подвижницы. Поскольку образ жизни монахинь-бенедиктинок не соответствовал францисканскому идеалу бедности, Клара Ассизская и её соратницы с согласия Гвидо, епископа Ассизи, и св. Франциска Ассизского переселились в церкви Сан-Дамиано близ Ассизи (ныне в черте города). Членов общины называли «бедные женщины», «затворницы Сан-Дамиано» или «бедные женщины долины Сполето»; название «клариссы» утвердилось уже после смерти Клары Ассизской. Сначала женской общиной Сан-Дамиано руководили св. Франциск Ассизский и епископ Гвидо. Франциск составил для общины краткие предписания об образе жизни монахинь (forma vivendi; позднее в первом уставе кларисс кардинал Уголино деи Конти ди Сеньи (впоследствии папа Римский Григорий IX) назвал эти предписания formula vitae). Оригинальный текст не сохранился, но в сокращённом виде указания Франциска Ассизского были изложены Кларой в шестой главе составленного ею устава: жить по Евангелию, следовать жизни Христовой, подражать Его бедности, не имея и не принимая никакого имущества; члены мужского Ордена францисканцев должны были помогать монахиням и опекать их. Наставления святого описаны также в завещании Клары. В отличие от мужского Ордена, члены которого вели нищенствующую и бродячую жизнь проповедников, насельницы Сан-Дамиано придерживались созерцательного образа жизни, практиковали затворничество. Одним из первых свидетельств о клариссах стал рассказ епископа Акры Жака де Витри, который проездом находился в тех местах около 1216 г. Хронист называет женщин, проживающих общинами за городом и не принимающих никаких даров, а живущих трудом своих рук, «меньшими сёстрами» («sorores minores») и чётко связывает их с «меньшими братьями», т.е. с мужским Орденом францисканцев.

 



 
PR-CY.ru