КИРИОН III (II), Садзаглишвили - Страница 2

2 ноября того же года в своей домовой церкви постриг Георгия Иеронимовича совершил экзарх Грузии архиепископ Карталинский и Кахетинский Владимир (Богоявленский), ему сослужили ректор Тифлисской духовной семинарии архимандрит Серафим (Мещериков; впоследствии епископ), инспектор семинарии иеромонах Ермоген (Долганёв; впоследствии епископ), преподаватель иеромонах Димитрий (Абашидзе; впоследствии схиархиепископ Антоний). 6 ноября Кирион был рукоположён во иерея, приказом от 27 ноября – 6 декабря 1896 г. назначен настоятелем монастыря Кватахеви с возведением в сан игумена. 22 декабря награждён набедренником «по вниманию к высшему академическому образованию и 16-летней духовно-учебной службе». 31 декабря получил должность благочинного монастырей Карталино-Кахетинской епархии Грузинского экзархата и инспектора школ (позже – председателя) Общества восстановления православного христианства на Кавказе. По его инициативе в ведении общества было учреждено 19 школ в горной части Картли. Кирион обратил внимание на отсутствие миссионерской литературы, адресованной горцам, которые перешли в мусульманство в годы турецкого владычества, в 1907 г. совет общества на свои средства (в том числе и на средства Кириона) издал брошюры и книги, содержащие проповедь православия. Кирион занимался поиском грузинских церковных святынь, находившихся в заброшенных храмах и в частной собственности семей, исследовал и описал памятники грузинского зодчества, рукописи, записал многие церковно-народные обычаи, жертвовал средства на восстановление церквей, исследовал разрушавшиеся памятники церковной архитектуры Грузии. Недолгое время он руководил работой Церковного музея, созданного при его участии в 1888 г. Дмитрием Захарьевичем Бакрадзе, пополнял фонды приобретёнными за свой счёт экспонатами. В 1891 г. опубликовал в журнале «Мцкемси» («Пастырь») обращение к соотечественникам, в котором указывал на причины «пренебрежительного отношения к памятникам древней культуры»: «Мы так и не осознали их великую важность..., не в силах создать новые, с поразительной беспечностью не желаем заботиться о старых памятниках и сложа руки спокойно наблюдаем за их гибелью, как будто мы – гости в этой стране..., бросив на произвол судьбы, способствуем их дальнейшему разграблению, осквернению и уничтожению!» По мнению Кириона, святыни «играют роль зеркала, в котором чётко отображено всё наше прошлое». Кирион участвовал в восстановлении некоторых памятников (Шуамта, Кватахеви, другие монастыри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т.д.), найденных им в полуразрушенных монастырях. Он нашёл и передал музею Историко-этнографического общества (позже – Церковный музей) 96 рукописей. Кирион обнаружил и выкупил несколько списков свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» («Обращеник Картли») и сочинение «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. В 1896 г. Кирион вошёл в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони); был пожизненно избран членом братства св. апостола Андрея Первозванного при Тифлисской духовной семинарии.

 



 
PR-CY.ru