КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Челменский, Чермозерский, находился на горе Челма между Лёкшмозером и Челмозером (в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской области)). Кириллов Челмогорский монастырь был основан на месте подвигов преподобного Кирилла Челмогорского. Время основания монастыря исследователям неизвестно, предположительно между рубежом XIV и XV вв. и началом XVI в. Основными источниками сведений об обители служат Житие преподобного Кирилла, сохранившееся в списках XVIII–XIX вв. (Исторический музей, Библиотека Академии наук и др.), а также составленное священником Ф.И. Гурьевым в 1840 гг. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (Исторический музей). Преподобный Кирилл, постриженик монастыря Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы, пришёл на гору Челма, поселился в пещере, построил «келийцу малу», часовню и церковь в честь Богоявления. Согласно Житию, пребывание Кирилла на Челме осложнялось конфликтами с местными язычниками («чудью белоглазой») с реки Онеги. Незадолго до кончины Кирилла его посетил настоятель каргопольского в честь Преображения Господня монастыря (Вассиановой Строкиной пустыни) игумен Иосиф, который исповедал и причастил преподобного. Во время этой встречи преподобный Кирилл предсказал строительство на горе Челма мужской обители и обещал и после своей кончины покровительствовать этому месту. Через несколько лет на Челму, где был погребён преподобный Кирилл, пришёл из Новгорода монах Серапион и стал жить в его пещере, соорудив гробницу над захоронением Кирилла. Спустя три года монах Серапион оставил это место. Затем пришёл инок Арсений, при нём собралась братия в количестве 24 человек. Вместо сгоревшей Богоявленской церкви над мощами преподобного Кирилла монахи построили и 9 мая 1419 г. освятили одноимённый храм с приделом во имя великомученицы Екатерины. Впоследствии храм несколько раз горел, и его возводили заново. При Арсении был построен также храм в честь Успения Пресвятой Богородицы; пустынь стала именоваться Успенской, насельники начали осваивать земельные угодья. Достоверность содержащихся в Житии дат и изложение событий вызывают у исследователей обоснованные сомнения, поскольку текст был создан лишь на рубеже XVII и XVIII вв. на основе Жития преподобного Нила Столобенского. По мнению исследователей, о существовании монастыря в первой половине XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иваном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея; вторая половина XVII в.) о пребывании здесь в заточении великих княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (Российская национальная библиотека, список грамоты конца XVIII в.).

 



 
PR-CY.ru