КИРИЛЛ II - Страница 6

Святитель изображён в четырёх клеймах: Кирилл II в Орде исцеляет сына хана Берке («(…) освяти воду и прише(д) в татары и изцели сына царева»); царевич приходит с Кириллом II в Ростов («(…) Господи святче Божий аз размышлях о бозех царевых и родительских»); царевич в Ростове молит Кирилла II о крещении (надпись не сохранилась); крещение царевича с именем Пётр («И крести сего отрока святый владыка Кирил и нарече ему имя Петр»). В клеймах верхнего ряда фигура Кирилла II доминирует в композиции: он выше всех ростом, широкая архиерейская мантия, красная ряса, чёрный клобук и большой золотой нимб придают образу монументальность. В последнем клейме Кирилл II в фелони, омофоре и митре, слева от купели, у него длинная узкая на конце тёмно-русая борода. Исследователи полагают, что икона была написана с более древней, которая могла появиться в ростовском Петровском монастыре в середине XVI в., после канонизации преподобного Петра. Несколько миниатюр, иллюстрирующих основные события жизни Кирилла II, помещены в Голицынском (Российская национальная библиотека), Лаптевском (Российская национальная библиотека) и первом Остермановском (Библиотека Академии Наук) томах Лицевого летописного свода 1570 гг., где святой изображён убелённым сединами старцем, тип облачения варьируется. На иконе «Собор Ростовских святых» конца XIX – начала XX вв. из церкви Толгской иконы Божьей Матери в Ростове изображены многие местночтимые святители. Кирилл II в фелони и омофоре, с благословляющей двуперстно правой рукой и с Евангелием в левой представлен во втором ряду в центральной части слева. Его облик (русая с проседью борода, немного сужающаяся на конце) близок к изображению на иконе конца XVII – первой четверти XVIII в. Голова не покрыта, волосы короткие и волнистые, над нимбом надпись: «св. Кирилъ еписко(п)». Кроме того, Кирилл II изображался в житийной иконографии великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича – в сцене обретения его тела после сражения 4 марта 1238 г. на реке Сить, когда русские войска потерпели поражение от монголо-татар. Возвращаясь с Белоозера, Кирилл II пришёл на поле сражения и предал земле погибших православных воинов, отыскал тело великого князя Георгия и перенёс его в Ростов. Этот сюжет представлен, в частности, в росписи Успенского собора во Владимире (1882–1884 гг.; палехская артель Николая Михайловича Софонова): Кирилл II в светлых епископских одеждах, окружённый духовенством и народом, стоит над группой почивших ратников. Иначе эта композиция решена в графических книжных иллюстрациях, наиболее ранний пример – литография Игнатия Степановича Щедровского, отпечатанная по рисунку Бориса Артемьевича Чорикова около 1836 г.: «Тело убитого великого князя Георгия найдено епископом Кириллом, 1238 г.». Здесь Кирилл II изображён фронтально в архиерейской мантии и клобуке с кадилом в руке. Один из листов в альбоме рисунков художника Василия Петровича Верещагина «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890 г.) имеет сопроводительный текст: «По смерти брата, Константина Всеволодовича, вернув великокняжеский престол, Юрий Всеволодович пал в битве на берегу Сити, при вторичном нашествии Монголов, и найден Епископом Ростовским Кириллом в куче тел обезглавленным». Художник изобразил момент, когда Кирилл II в монашеских одеждах стоит на коленях перед обезглавленным телом св. князя.



 
PR-CY.ru