КИРИЛЛ II - Страница 5

Исследователи отмечают и указание в Лаврентьевской летописи о том, что уцелевшие от монгольского нашествия члены княжеского рода были спасены «молитвой святыя Богородицы и блаженаго епископа Кирилла» (в последующих текстах эпитет «блаженый» повторяется). По мнению исследователей, значение ростовского летописания для истории Северо-Восточной Руси велико, особенно начиная с известий 1246/1247 г., когда после смерти Владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича прекратилось великокняжеское летописание до правления великого князя Димитрия Александровича (1276–1294 гг.). Вопрос о литературной деятельности Кирилла II остаётся открытым. В XIX в. учёные атрибутировали ему ряд древнерусских «слов» и поучений, составленных от имени «святого отца Кирилла». Однако современные исследователи не видят убедительных свидетельств авторства Кирилла II в отношении каких-либо произведений. Исследователи не сомневаются лишь в участии Кирилла II в устроении по инициативе княгини Марии Михайловны почитания в Ростове её отца, Черниговского великого князя Михаила Всеволодовича, погибшего в Орде в 1246 г., в связанных с этим работе над Житием князя и в строительстве посвящённой Черниговским мученикам церкви. В Лаврентьевской летописи Кирилл II охарактеризован как «святыи» и «блаженныи учителныи епископ» («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 2), в Ростовском владычном своде 1419 г. он назван «блаженныи... епископ» («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 2). Для поминания имя Кирилла II было записано в синодики Ростовской епархии (Российская национальная библиотека, Ярославский музей-заповедник, музей-заповедник «Ростовский кремль» и др.). В Вологодском соборном синодике 1580 гг., протографом которого, по мнению исследователей, был не сохранившийся Ростовский соборный синодик, Кирилл II назван «блаженным и приснопамятным епископом Ростовским» (Российская национальная библиотека). «Вечная память» Кириллу II исследователи читают в пергаменном Вселенском синодике новгородского Софийского собора второй половины XVI в. (Российская национальная библиотека). Во второй половине XVII в. имя Кирилла II стали поминать на богослужении в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря (Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Кирилл II назван в «Описании о российских святых» (списки известны с конца XVII в.). Архимандрит Леонид (Кавелин) включил Кирилла II в число почитавшихся в Северо-Восточной Руси святых. Архиепископ Сергий (Спасский) указал имя святителя среди неканонизированных русских святых; имя Кирилла II отсутствует в составленном архиепископом Сергием «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.). Канонизацией Кирилла II исследователи считают включение его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиепископа Никодима (Ротова). Имя святителя вошло также в Собор Владимирских святых, учреждённый в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Серапиона (Фадеева). Наиболее ранний известный в иконописи образ Кирилла II представлен на иконе «Преподобный Пётр, царевич Ордынский, с 18 клеймами Жития» конца XVII – первой четверти XVIII в. (музей-заповедник «Ростовский кремль»; из церкви Похвалы Пресвятой Богородицы Петровского монастыря в Ростове).

 



 
PR-CY.ru