КИРИЛЛ II - Страница 4

В том же году монголы переписали население Северо-Восточной Руси и обложили его налогами, от которых было освобождено духовенство. Кирилл II благословил князя Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи. Осенью 1258 г. князья Борис и Глеб Васильковичи вернулись из Орды на Русь и были торжественно встречены ростовцами и Кириллом II. В летописи не отмечены поездки Кирилла II в Орду, но о них сообщается в составленном не позднее последней трети XV в. Житии св. Петра, царевича Ордынского. Кирилл II ездил к хану Берке (1257–1266 гг.). Хан предоставил Кириллу II «егоже требует» и наложил на ярославских князей обязанности давать «годовые оброки на гроб его» (гробницу Леонтия Ростовского в ростовском Успенском соборе). После того как Кирилл II исцелил ханского сына, Берке приказал «давати владыце оброки годовнии в дом Святые Богородица». Послушав поучения Кирилла II, принял крещение племянник хана (см. Пётр, преподобный, царевич Ордынский). В «Повести...» содержится указание, что в ростовском Успенском соборе при Кирилле II за богослужением один клирос пел по-славянски, второй – по-гречески. Кирилл II не всегда мог противодействовать переходу из православия в ислам подчинённых ему людей. Мусульманином стал бывший монах Зосима, в начале 1262 г. он был убит во время восстания в Ростове против ордынских сборщиков дани. В 1259 г., возвращаясь из Новгорода, князь Александр Ярославич посетил в Ростове князей Бориса и Глеба Васильковичей и Кирилла II. В среду на Страстной неделе они вместе молились в Успенском соборе, где великий князь «кланяся святеи Богородици, и целова крест честныи, и кланяся епископу Кирилу», благодаря его за молитвы о здоровье; перед отъездом во Владимир-на-Клязьме великий князь дал ростовским правителям и архиерею «честь и дары многы» («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 2. Выпуск 3). В Тверской летописи сохранились уникальные сведения о том, что великий князь «десятину дасть святей Богородици, тако бе ему обычай» («Полное собрание русских летописей», том 15). Исследователи полагают, что речь идёт о десятине с владений князя Александра Ярославича на территории Ростовской епархии. В 1261 г. великий князь Александр Ярославич и Ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили в помощь Кириллу II, который был «исполнен днями, в старости в глубоце и в честнеи добродетелнеи седине» («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 2), «причётником» Ростовской кафедры архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления мужского монастыря Игнатия. Князья «взведоша» Игнатия «благословением» Киевского митрополита Кирилла II и Ростовского епископа Кирилла II. Кирилл II прославился как проповедник и духовный наставник. Чтобы послушать его поучения, в ростовский Успенский собор приходили не только миряне, но и «попы, и игумены, и весь черноризьчьскыи чин», ростовчане и жители «из окрестных градов». Одни люди, как утверждает ростовский летописец, желали слушать «оученья его еже от святых книг», другие шли, чтобы увидеть «украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици». В годы архиерейства Кирилла II продолжалось ростовское владычное летописание, одним из центров которого стал Успенский собор. Уже уникальный рассказ в Лаврентьевской летописи о поставлении Кирилла II в Киеве даёт исследователям основание искать в этом памятнике следы ростовского летописания.

 



 
PR-CY.ru