«КИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ» - Страница 2

В 1890 г. по инициативе ОЛДП часть «Киевской Псалтыри» была издана фотолитографическим способом, но это издание уже тогда было признано неудовлетворительным. В 1978 г. в издательстве «Искусство» вышло факсимильное издание рукописи с сопровождающим текстом Герольда Ивановича Вздорнова («Исследование о Киевской Псалтири»). Неубедительной, направленной на разрушение ранее накопленных знаний о рукописи исследователи считают статью Сергея Георгиевича Жемайтиса, который попытался увязать создание «Киевской Псалтыри» с Константинополем по заказу Вифлеемского архиепископа Михаила. Происхождение «Киевской Псалтыри» из Киева и её длительное нахождение на территории Великого княжества Литовского и в западных губерниях Российской империи послужили причинами считать её памятником староукраинской письменности (Я.П. Запаско, П.Н. Жолтовский, Г.Н. Логвин). «Киевская Псалтырь» связана с московской рукописной школой, что исследователи готовы доказать не только историческими соображениями, но и её сопоставлением с рядом роскошных московских рукописей, имеющих с ней много общего в художественном плане, прежде всего, с напрестольным Евангелием Успенского собора Московского Кремля и древнейшей частью Синодика Успенского собора (Исторический музей). Приписка протодиакона Спиридония о месте «Киевской Псалтыри» («а писана в граде в Киеве») говорит о его стремлении обратить внимание на это обстоятельство. Подобные указания не типичны для рукописей, над которыми писцы работали в их родных городах; «выходные данные» ограничивались упоминанием местного князя, епископа, священника, старосты, игумена или церкви. Иногда писец, уроженец одного города, работал в другом, и тогда в рукописях появлялось указание о месте переписки, как в «Киевской Псалтыри». Исследователи полагают, что протодиакон Спиридоний служил в Успенском соборе Московского Кремля и переписывал книги при Московской митрополичьей кафедре, которую с 1390 по 1406 гг. возглавлял Киевский митрополит Киприан. По сообщению московских летописей, святитель с марта 1396 г. по сентябрь 1397 г. жил в Киеве. Посетив Смоленск, незадолго перед этим захваченный литовским великим князем Витовтом, митрополит Киприан «оттоле иде к Киеву и тамо пребысть полтора года» («Полное собрание русских летописей», том 11). Согласно той же летописи, вместе с митрополитом Киприаном в Киев ездил и бывший Смоленский владыка Михаил, которого Владимир Владимирович Майков отождествил с заказчиком «Киевской Псалтыри». Московские митрополиты, отправляясь в путь, брали с собой большую свиту. Таким образом протодиакон Спиридоний оказался в Киеве, где он, по мнению исследователей, и жил, исполняя церковные обязанности в Софийском соборе и переписывая заказанную ему Псалтирь. Упомянутый в записи протодиакона Спиридония Михаил в 1383 г. был поставлен Смоленским епископом, а в конце 1380 гг. стал дипломатическим представителем и советником при Московской митрополии. Он постоянно находился в свите митрополита Киприана, с которым ездил в 1391 г. в Тверь, в 1396 и 1397 гг. – в Смоленск и Киев. Епископ Михаил, большая часть жизни которого была связана с Москвой (где он, как полагают исследователи, и родился), умер 6 мая 1402 г. и был похоронен в Троице-Сергиевом монастыре. «Киевская Псалтырь», хотя и была написана в Киеве, была заказана жителем Москвы, выполнялась москвичом в московской церковной среде. С «Киевской Псалтырью» связана ещё одна рукопись – Евангелие, переписанное для князя Владимира Андреевича Храброго Боровско-Серпуховского (Российская национальная библиотека, 1393 г.).

 



 
PR-CY.ru