«КИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ»

«КИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ» (Российская национальная библиотека) – русская рукописная лицевая книга конца XIV в., выдающийся памятник каллиграфии и живописи. Название «Киевская Псалтырь» получила по месту создания, указанному в послесловии: «В лето 6905 [1397] списана бысть книга си[я] Давыда царя повеленьем смиренаго владыкы Михаила рукою грешнаго раба Спиридонья протодиякона. А писана в граде в Киеве». Историю бытования «Киевской Псалтыри» можно проследить по владельческим записям. В самой ранней из них, датированной 1518 г., сообщается, что рукопись принадлежала подскарбию (государственному казначею) Великого княжества Литовского Авраму Езофовичу Глембицкому, который пожертвовал «Киевскую Псалтырь» в православную Никольскую церковь в Вильно. В начале XIX в. «Киевская Псалтырь» привлекла внимание профессоров Виленского университета П.А. Сосновского, Ивана Николаевича Лобойко и протоиерея Михаила Кирилловича Бобровского, который включил её в личное собрание славянской старины, а в 1848 г. продал помещику-библиофилу Владиславу Трембицкому. Наследники Трембицкого, скончавшегося в 1861 г., продали рукопись в библиотеку графа Адама Станиславовича Замойского в Варшаве. При каких обстоятельствах «Киевская Псалтырь» перешла в собственность следующего владельца, князя Павла Петровича Вяземского, исследователям неизвестно; возможно, она была реквизирована во время усмирения польского восстания в 1864 г. или подарена А.С. Замойским П.П. Вяземскому при посещении Санкт-Петербурга, куда польский магнат был вызван для расследования неудавшейся революции в Польше. Между 1874 (год смерти А.С. Замойского) и 1881 гг. «Киевская Псалтырь» находилась у П.П. Вяземского, затем была продана им графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву, который принёс её в дар Обществу любителей древней письменности (ОЛДП), что было засвидетельствовано в записи на особом листке в начале рукописи. Поскольку ОЛДП было основано С.Д. Шереметевым и находилось в его дворце в Санкт-Петербурге, «Киевская Псалтырь» хранилась в «Фонтанном доме» Шереметевых (на набережной реки Фонтанки). После пожара 1932 г. рукописное собрание общества было перемещено в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, где «Киевская Псалтырь» и обрела место постоянного хранения. Первым к изучению «Киевской Псалтыри» приступил в начале XIX в. Антоний Юрьевич Сосновский, виленский официал и священник Никольской церкви, которой принадлежала рукопись. Он сообщил о ней профессору Виленского университета И.Н. Лобойко, от него сведения о «Киевской Псалтыри» получили Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский и Галицкий, граф Николай Петрович Румянцев и Пётр Иванович Кеппен. И.Н. Лобойко привозил «Киевскую Псалтырь» «для показу» митрополиту Евгению (Болховитинову) в Киев и П.И. Кеппену в Санкт-Петербург. Уже тогда «Киевская Псалтырь» приобрела известность как выдающийся памятник, но только полвека спустя её стали активно изучать историки и палеографы, в числе которых были Юзеф Игнацы Крашевский (1861 г.), Плакид Гаврилович Янковский (1866 г.), И.Ф. Скимборович (1878 г.), Фёдор Иванович Буслаев (1875 г.), Хрисанф Мефодиевич Лопарёв (1892 г.), Никодим Павлович Кондаков (1900 г.), Николай Владимирович Малицкий (1926 г.), Яким Прохорович Запаско (1960 г.), Павел Николаевич Жолтовский (1961 г.), Николай Николаевич Розов (1966 г.), Григорий Никонович Логвин (1971 г.).

 



 
PR-CY.ru