КАТАР - Страница 4

В III тыс. до н.э. все прибрежные районы Персидского залива были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского полуострова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии современные учёные отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью. После угасания культуры Дильмун около середины II тыс. до н.э. следы человеческого присутствия в Восточной Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до н.э. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. н.э.), крупный экономический и культурный центр, к которому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Восточной Аравии расселяются арабские племена. В период существования Сасанидской державы (середина III в. – середина VII в.) аравийский берег Персидского залива входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им арабского царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском государстве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало несколько христианских общин с храмами и монастырями. Как считают исследователи, большинство местных христиан были арабского происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. Катар наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчинённую митрополии Рев-Ардашира на иранском берегу Персидского залива. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в государствах Персидского залива подтверждаются раскопками конца XX – начала XXI вв., обнаружившими ряд христианских памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории Катара исследователи идентифицируют как развалины церквей, однако их детального археологического исследования ещё не проводили. В 632–634 гг. Восточная Аравия была завоёвана мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. Христианство быстро пришло в упадок. Исследователи полагают, что этому способствовали временный разрыв торговых связей, прекращение экспорта жемчуга, за счёт которого существовали монастыри. Часть христиан перешла в ислам, монастыри были покинуты к началу VIII в. Последние сведения о местных христианских общинах относятся к IX в. Наименование «Катар» впервые появляется в поэзии времён правления Омейядов (661–750 гг.). Из арабских географов самое раннее сообщение о Катаре принадлежит Ибн Хордадбеху (885 г.), упоминавшему его среди остановочных пунктов на сухопутном пути из Басры в Оман. В X – середине XI вв. территория Катара входила в состав владений карматов, наиболее радикальной ветви шиитской секты исмаилитов. После распада государства карматов аравийский берег стал объектом соперничества Аббасидов и султанов Омана; опустошительные войны привели к упадку региона.

 



 
PR-CY.ru