КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 21

В отношении крещения младенцев, о которых исследователям неизвестно, крещены они или нет, Собор предписывает крестить каждого ребёнка, чтобы они не лишились «очищения сею святынею»; правило 57(68) постановляет крещённых в младенчестве донатистами и по возрастании пришедших в православную церковь принимать «возложением руки»; прежние «заблуждения» не должны быть препятствием для такого лица при принятии его в клир – однако правило утверждает, что полноту таинство имеет тогда, когда оно совершается в православной церкви. Правилом 37(46) определяется, что вещества, приносимые в церковь для таинства евхаристии, – это хлеб и вино, разбавленное водой; для таинства евхаристии не должно приноситься ничего другого. В определённый день к алтарю приносили, «как таинственное знамение младенцев», мёд и молоко. В Древней церкви существовал обычай, по которому новокрещёным как возродившимся во Христе детям давали мёд и молоко (ср.: 1 Петр. 2:2). Молоко и мёд приносили ко дню Воскресения Христова, когда, в основном, совершалось крещение, возлагали их на престол рядом с хлебом и вином; их освящали вместе, после чего давали новокрещёным вместо причастия. Настоящее правило запретило благословлять вместе со Святыми Дарами мёд и молоко; впоследствии Трулльский собор правилом 57 навсегда запретил приносить к алтарю мёд и молоко (хотя уже третьим Апостольским правилом запрещалось приносить их именно к алтарю, а не в церковь вообще). С самого начала жизни церкви к принятию св. причастия верующие приходили до принятия пищи. Карфагенский собор 419 г., подтверждая это правило, вместе с тем делает исключение для одного дня – допускает причащение Святых Таин после принятия пищи в Великий четверг. Епископ Никодим (Милаш) поясняет такое допущение тем, что, по-видимому, это связано с обычаем малоазийских церквей, которые прерывали пост, когда совершалось воспоминание Вечери Господней: устраивалась вечеря, после неё причащались Святых Таин; этот обычай существовал до VII в., когда его запретил правилом 26 Трулльский собор. Правило 18(26) устанавливает, что не должно давать св. причастия умершим, ибо Христос сказал: «Приимите, ядите» (Мф. 26:26), но тела умерших ни принять, ни есть не могут; и «не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже». Согласно правилу 102(115), нельзя расторгнуть законно заключённый брак: даже если один из супругов покидает другого, брак всё равно остаётся в силе, и никто из них не может вступить в новый брак. Собор издал правило, запрещающее детям клириков вступать в брак с язычниками и еретиками. Правило 72 Трулльского собора запретило православным вступать в брак с еретиками. Однако смешанные браки православная церковь всё же допускает для тех, кто был «ещё в неверии», ибо, по словам апостола Павла, «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). Правом посвящать дев Богу Собор наделяет только епископа, а препоручать их «честнейшим жёнам» (вдовам) может в отсутствие епископа и пресвитер. Правило 44(53) даёт предписание, как должны жить посвящённые Богу девы. Ни одна церковь не может быть воздвигнута без разрешения епископа и полагания мощей св. мучеников в основание алтаря.

 



 
PR-CY.ru