КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 23

Правило 109(123) анафематствует утверждающих, что «Адам, первозданный человек, сотворён смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в силу (merito) греха, но по необходимости естества». Правило 110(124) анафематствует тех, кто либо полностью отрицают необходимость крещения новорождённых и младенцев, либо говорят, что хотя они и крестятся во оставление грехов, однако от прародительского (originalis) греха Адама не заимствуют ничего, что нуждалось бы в очищении банею возрождения (ср.: Тит. 3:5). Из этого следует, что противники крещения в младенчестве понимают крещение во оставление грехов как фикцию, поскольку игнорируют слова апостола: «...Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём (in quo) все согрешили» (Рим. 5:12). Согласно этому правилу, младенцы, которые ещё не могут совершить никакого греха, «крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». В правиле не уточняются ни содержание, ни способ передачи прародительского греха. В цитированном стихе Рим. 5:12 есть важное разночтение: в Вульгате «in quo» некоторые воспринимают как выражение юридического понимания первородного греха и всеобщей ответственности за него, по-гречески же понимается как обозначение причины – «потому что». Русский Синодальный перевод хотел сочетать оба значения. Современная Новая Вульгата (1979 г.), соглашаясь с греческими толкователями, даёт новый перевод: «eo quod». Но независимо от понимания Рим. 5:12 церковные толкования учения Священного Писания о прародительском грехе несовместимы с пелагианством, с его рационализмом и индивидуализмом (подробнее см. в ст. Грех первородный). Правило 111(125) обвиняет пелагианство в отрицании возможности благодатного изменения души: «Кто речет, яко благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе Господе нашем, действительна к единому токмо отпущению грехов уже содеянных, а не подаёт сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, таковый да будет анафема». Пелагианство видело в Христе, прежде всего, Учителя. Правило 112(126) осуждает сведение понятия благодати к истинному учению: «Кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам, к тому токмо, чтобы не согрешати, поелику ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подаётся нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема. Ибо когда апостол глаголет: “разум кичит, а любы созидает” (1 Кор. 8:1), то весьма нечестиво было бы верити, яко к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем, тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание, что подобает творити, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичити разум». Правило 113(127) осуждает несомненно аутентичную мысль Пелагия и одно из основных его положений, которое заключается в том, что благодать оправдания (justificationis) даётся человеку в помощь, чтобы было легче исполнить то, что в принципе возможно совершать и своими силами, по свободному волеизъявлению (per liberum arbitrium).

 



 
PR-CY.ru