КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 22

 

В храме читаются канонические книги Священного Писания; совершаются только те молитвы, которые утверждены Собором, «как предначинательные, так и окончательные, и молитвы предложения, или возложения рук»; в дни памяти св. мучеников Собор разрешает читать их Мученичества, т.е. описание их страданий. В церкви запрещались какие-либо пиршества, даже если они устраивались с благотворительными целями; окончательно же запретил «в местах, посвящённых Господу, или в церквах совершати так называемые трапезы братолюбия, и внутри храма ясти, и ложе постилати» Трулльский собор правилом 74. Собор категорически предписывает церковную собственность не продавать, в то же время делается оговорка: если эта собственность не приносит дохода, а «настоит великая нужда», то нужно обратиться к «первенствующему епископу области», т.е. митрополиту, и совещаться с епископами; но если такой возможности нет, то необходимо посоветоваться с соседними епископами; «аще сего не сотворит: то продающий явится повинным пред Богом и Собором, и лишится своея чести», т.е. епископства. Правило 33(42) дополняет предыдущее: пресвитеры не могут продавать церковные вещи без позволения епископа; епископ же не может продавать церковные земли «без ведома Собора или своих пресвитеров», что же касается церковных вещей, то в случае нужды он вправе это сделать единолично. О личном имуществе клириков Собор установил, что ни епископы, ни другие члены клира не передают своего имущества неправославным по завещанию, по дарственной или как-то иначе, даже если они являются их родственниками. Среди канонических правил, систематизированных в Карфагене в 419 г., есть и каноны догматического содержания. Это не единственный пример издания догматических определений в виде правил, таким же образом позже были опубликованы определения пятого вселенского собора. Важное значение имеют каноны Карфагенского собора 418 г. против пелагианства. «Окончательное» осуждение пелагианства на третьем Вселенском соборе 431 г. совершенно неопределённо по догматическому содержанию. В постановлениях этого Собора учение Пелагия никак не формулируется и осуждается на основании западных определений. По мнению исследователей, отцы Собора были не готовы к обсуждению чуждого им спора, а церковно-политический фактор требовал полного согласия с Западом. Появившийся позднее греческий перевод карфагенских правил, относящихся к пелагианству, дал Востоку элементарное понятие о пелагианстве. Оно не обладает достоинством исторической точности, что, по мнению исследователей,  вполне объяснимо всей историей пелагианства, которое, будучи гонимым, гибко камуфлировало свои воззрения. Значение правил 418 г. не столько в осуждении пелагианства, которое навсегда останется под знаком неясности, сколько в положительном утверждении августинизма. Рецепция правил Карфагенского собора на Востоке подтверждает включение пятым Вселенским собором имени Августина Блаженного в число 12 главных учителей веры (кроме него из западных отцов там названы святые Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский и Лев I Великий). Относящиеся к пелагианству правила Карфагенского собора помещены в собрании Манси по-латыни и в греческом переводе под номерами 109–116; в издании Общества любителей духовного просвещения по-гречески и по-славянски под номерами 123–130; у епископа Никодима (Милаша) под двойной нумерацией 109(123) – 116(130).

 



 
PR-CY.ru