КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - Страница 8

От первоначальной постройки до времени турецкого вторжения на Северный Кипр (1974 г.) сохранялись части апсиды, западная и южная стены, западная полуколонна и первая с запада колонна южной колоннады. Колонны были вытесаны из туфа. Центральная и боковые апсиды базилики VI в. были соединены между собой проёмами. В центральной апсиде был устроен полукруглый синтрон. Обнаружены фрагменты мраморного амвона. В VIII (X?) в. северная и южная стены базилики были укреплены пристенными арками, колонны заменены столбами, а деревянная крыша – каменным сводом. В руинированном состоянии находится трёхнефная церковь Пресвятой Богородицы Сики (или Сикады) в местности Сикада. Как и в двух вышеупомянутых базиликах, после реконструкции в VIII в. (или в конце Х в., согласно А. Миго) трёхнефной базилики VI в. с колоннами и деревянной крышей в ней появились столбы и полуциркульные своды. От первоначальной постройки сохранились западная стена и нижняя часть апсид. Хотя данная базилика меньше по размеру, чем базилики Афендрики, у неё в отличие от них есть нартекс, но отсутствуют арочные ниши в южной и северной стенах; в нефах использованы кронштейны для поддержки поперечных арок. В центральной апсиде был устроен простой синтрон. Найдены фрагменты мраморного амвона и иконостаса. Незначительные остатки фресок на северной стене и на некоторых столбах не поддаются датировке. Церковь Пресвятой Богородицы Киры близ деревни Ливадия. В средневизантийскую постройку (X–XI вв.) типа свободного креста включена апсида ранневизантийской базилики (VII в.?) с фрагментарно сохранившейся мозаикой (до 1982 г.). Купол отличается необычной яйцевидной формой. Высокий барабан с четырьмя окнами имеет квадратную форму с закруглёнными углами и сужается сверху вниз. В кладке стен использованы мраморные колонки раннехристианского темплона. Позднее с южной стороны к церкви была сделана пристройка для паломников. На мозаике на золотом фоне была изображена Богоматерь «Оранта» (без Предвечного Младенца на лоне). Голова, левая рука и плечо утрачены (местные жители разбирали тессеры, считая, что они обладают целительными свойствами). В южной части апсиды остался фрагмент нижней части фигуры архангела. Хитон выполнен тессерами четырёх оттенков синего цвета, а омофор – несколько оттенков пурпурного. Белые и розовые мраморные тессеры, которыми выложены ладонь и фрагменты щеки и шеи, такие же мелкие, как и в мозаике церкви Ангелоктисты. А. Миго датирует эту мозаику первой половиной VII в.; с ним согласны С. Софоклеус, Н. Гиолес и др.; А. Папагеоргиу – началом VII в. А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки и ряд других исследователей считают её более древней и относят к VI в. До 1974 г. в куполе сохранялся фрагмент изображения Христа Пантократора. Остатки фресок (голова Василия Великого в апсиде, апостол Лука в северо-восточном парусе, фрагменты двух ангелов в барабане) были частично уничтожены турками в 1982 г. А. Миго, Хокинс и Дж. Стилиану относят их к XIII в., Илиадис датирует изображения ангелов XIV в., а апостола Луки – первой половиной XVI в.

 



 
PR-CY.ru