КАРМИЛ, Кармель - Страница 7

Кладка в интерьере синагоги была покрыта белой штукатуркой, в то время как в экстерьере каменная фактура тёмного базальта оставалась открытой, что создавало красивый контраст (как и в Бараме). Среди деталей архитектурного декора исследователи нашли ионические капители колонн в интерьере, коринфские капители пилястр в экстерьере, геометрический мотив из трёх рядов меандра, который аналогичен скульптурному украшению в синагогах в Бараме, Набехе и, судя по всему, в христианской базилике в Канавате (Канафе, Сирия; над центральным дверным проёмом). По мнению исследователей, это может свидетельствовать об участии группы мастеров одной архитектурной мастерской или школы, чьи приёмы не встречаются в других памятниках. Также найдены рельефные фигуры двух львов, которые фланкируют вазон на одной из дверных перемычек, две другие перемычки, рельефная менора на фасадной стене, осколок раковины-конхи, фрагменты еврейского текста в tabula ansata (на «доске с ручками»). Не все рельефы сохранились: например, утрачен известный только по описаниям XIX в. фрагмент рельефа с изображением орла (очевидно, увенчивал перемычку центрального дверного проёма). Некоторое число черепиц свидетельствует о том, что они покрывали крышу синагоги. Синагога построена во второй половине III в. в поселении, существовавшем уже в I–II вв. (найдено несколько монет III в., фрагменты восточной рельефной керамики «терра сигиллата» и обломок светильника времени Ирода Великого). Здание было разрушено на рубеже IV и V вв., как считают некоторые историки, христианами. Однако вероятность этого в Северном Израиле, где преобладало иудейское население, мала. Синагогу могли разрушить вандалы, которые дошли до этого региона, находящегося недалеко от побережья, где есть много следов их погромов V в., например, в Тель-Шикмоне. Постройка была восстановлена в тех же размерах в V–VII вв. с использованием многих прежних деталей, но уже не иудеями, а христианами: найдены крест и фрагменты сосудов с изображением святых в нимбах. Также заметно изменилась экономика Хорват-Сумаки (и в целом Кармила). Так, например, свиные кости, число которых увеличилось с 1% до 4%, были обнаружены даже в синагоге. Окончательно поселение было разрушено в VII в. Л.К. Хорвиц с коллегами исследовали кости животных, найденных в Хорват-Сумаке в римско-византийском слое. Их заключения помогают восстановить и общую картину жизни данного периода на горе Кармил. В различных постройках поселения (в синагоге, в домах, в мастерских, в оливковых прессах) были обнаружены кости животных, на этом основании авторы делают выводы о том, что экономика Хорват-Сумаки базировалась на мелком животноводстве. Охота не играла решающей роли: костей диких животных немного. Возможно даже, что эти кости не имеют отношения к римско-византийскому периоду и попали сюда случайно, но так или иначе, они свидетельствуют о лесах, окружавших Хорват-Сумаку. В византийский период появляются верблюды и ослы, которых использовали только в качестве вьючных животных (на костях нет следов от ножей). Таким образом, экономика Хорват-Сумаки была частью «традиционного ближневосточного хозяйства», которое основывалось на земледелии и скотоводстве.

 



 
PR-CY.ru