КАРЛ ВЕЛИКИЙ - Страница 17

Критическое отношение к Карлу Великому, характерное для произведений, созданных в первые годы правления императора Людовика Благочестивого, довольно быстро сменилось традицией его восхваления. Эйнгард описывает Карла Великого по образцу римских императоров. С 840 гг. традиционным становится эпитет «Великий» по отношению к Карлу. В «Деяниях императора Карла Великого» Ноткера Заики, «Анналах о деяниях императора Карла Великого» поэта Сакса образ императора имеет уже легендарный, а не исторический характер. Во второй половине XI в. образ Карла Великого приобретает черты идеального христианского государя, воина, противостоящего мусульманам (как, например, в «Песни о Роланде»). В XI–XII вв. складывается миф о посещении Карлом Великим Иерусалима. Адемар Шабанский писал о франкском императоре как о покровителе христиан Палестины. В поэме первой половины XII в. «Паломничество Карла Великого» («Le voyage de Charlemagne à Jérusalem et à Constantinople») повествуется о поездке императора и его 12 паладинов в Иерусалим и Константинополь. Этому же посвящён трактат конца XI в. «Описание того, как Карл Великий привёз из Константинополя гвоздь и венец Христа». Легенда о так называемом Крестовом походе Карла Великого в Иерусалим и Константинополь нашла отражение в изобразительном цикле витражей собора Нотр-Дам в Шартре (начало XIII в.) и в декоре ахенской раки Карла Великого (1215 г.). Связь с Иерусалимом и обозначение испанских походов против мавров как Крестовых способствовали формированию образа Карла Великого – покровителя крестоносного движения. В средневековой европейской литературе Карл Великий описывался как великий законодатель. В «Императорской хронике», написанной в XII в. в Регенсбурге, Карл Великий представлен справедливым правителем, уделявшим особое внимание составлению и исполнению законов. В XIII в. «Саксонское зерцало» рассматривалось как свод законов, изданный Карлом Великим. Прославленная каролингскими историками культурная политика Карла Великого способствовала формированию его образа как покровителя студентов. Впоследствии образ Карла Великого – основателя первой европейской империи со времён падения Рима вызывал споры со стороны политических оппонентов. Инсигнии, якобы принадлежавшие франкскому императору, использовались средневековыми германскими и французскими правителями во время коронаций. Первые документальные свидетельства использования хранившегося в монастыре Сен-Дени «меча Карла Великого», так называемого Жуайёза (франц. epée Joyeuse; описан в «Песни о Роланде»), в коронационной церемонии французских монархов относятся к XIII в. Тем же временем исследователи датируют первые сведения о «короне Карла Великого», которой короновали французских государей. В состав клейнодов (регалий) Священной Римской империи входили «меч Карла Великого» и коронационное Евангелие, составленное при дворе императора. В XV в. итальянский гуманист Леонардом Бруни в «Истории Флоренции» («Historiarum Florentinarum») выступил с критикой политики Карла Великого, отмечая, что его императорская коронация расколола державу франков и способствовала угнетению итальянских городов. В XVI–XVII вв. активная публикация документов каролингской эпохи была во многом инспирирована стремлением вписать правление Карла Великого в немецкую или во французскую национальные традиции. Отголоски полемики нашли отражение в серии юридических и нарративных источников «Monumenta Germaniae Historica», публикация которых на ранних этапах имела и политические цели: издание письменных памятников истории Франкской империи должно было показать, что воссоздаваемое Германское государство восходит к эпохе Карла Великого, и способствовать рождению национального чувства немцев.



 
PR-CY.ru