КАРЛ ВЕЛИКИЙ - Страница 12

Усиление королевской власти, совершенствование административных структур и активная внешняя политика, с одной стороны, и повышенное внимание к религиозным вопросам и участие в деятельности церкви – с другой, создали необходимые предпосылки для оформления идеологической доктрины, которая отражала бы новые социально-политические обстоятельства и новое место короля франков в европейской политической жизни. Эта доктрина с ярко выраженным монархическим характером была сформулирована в последней четверти VIII в. в придворных кругах, близких к Алкуину. В основе концепции лежало учение Августина Блаженного о христианском граде земном как об отражении грядущего Града Небесного. Центральное место в организации земной жизни всего христианского народа (populus christianus) отводилось королю. Важнейшей обязанностью правителя, сумевшего распространить свою власть на многие народы и государства, являлось распространение среди подданных христианской веры: только так человечество могло обрести путь к спасению, что и являлось высшим смыслом его земного бытия. В качестве образца для подражания Карлу Великому предлагались ветхозаветные цари – Давид и Соломон, а также христианские римские императоры, прежде всего, Константин  I Великий. Эти идеи получили широкое распространение посредством проповедей, капитуляриев, писем, королевских зерцал и официальной хронистики, за составление и распространение которых отвечали королевские архикапелланы. Военная экспансия Карла Великого интерпретировалась придворными идеологами как победа христианства над языческими верованиями. Завоевание новых территорий предполагало, прежде всего, христианизацию местного населения и создание церковной иерархии. Карл Великий представал перед подданными главным защитником христианской церкви и всего христианского народа от внутренних и внешних врагов, будь то язычники или еретики. В 809 г. на Ахенском соборе под председательством Карла Великого было принято важное догматическое уточнение к Символу веры: отныне следовало считать, что Святой Дух исходит не от Отца через Сына, а от Отца и Сына (patre filioque; см. Filioque). Важными направлениями деятельности Карла Великого стали реформирование церкви во Франкском государстве, ужесточение внутрицерковной дисциплины и политика унификации богослужения. Карл Великий организовал работу по редактированию литургических книг и унификации текста Священного Писания. Локальные литургические практики должны были уступить место единому обряду, заимствованному из Рима (ordo Romanus). Первый и весьма успешный опыт адаптации римского обряда у франков относится к правлению Пипина III Короткого. Хродеганг, епископ Меттиса (ныне Мец), ввёл римскую литургию в своём диоцезе. Он же предписал каноникам кафедрального собора жить по собственному единому уставу. При Карле Великом Мецское епископство являлось центром литургической реформы по всей державе. Проведение церковных реформ было осложнено из-за недостаточного количества грамотных священников. Многие клирики не умели читать, совершали литургию, лишь приблизительно следуя каноническим предписаниям.

 



 
PR-CY.ru