КАРЛ ВЕЛИКИЙ - Страница 13

В усилиях Карла Великого по реформированию системы образования берёт начало культурный подъём, названный позднее Каролингским возрождением. Карл Великий сумел привлечь лучших учёных и эрудитов своего времени. При его дворе в разные годы трудились выдающиеся грамматики, поэты, богословы, философы, риторы, архитекторы, историки, в их числе – итальянцы Пётр Пизанский, Павлин II Аквилейский, Павел Диакон, ирландцы Дикуил, Климент и Дунгал, испанцы Теодольф и Агобард, франки Эйнгард и Ангильберт. Виднейшим деятелем Каролингского возрождения был Алкуин, создатель образцовой придворной школы, аббат монастыря св. Мартина в Туре и главный идеолог каролингских реформ. Потребность в большом количестве грамотных клириков, владевших латынью, способных совершать богослужения, читать проповеди, наставлять прихожан в христианской вере и бороться с проявлениями язычества в народной среде, определила внимание королевской власти к проблеме школьного образования. До начала правления Карла Великого образование и просвещение не рассматривались в качестве особого направления государственной политики. Школы и центры изготовления книг не имели поддержки со стороны монархов и существовали, главным образом, на основе частной инициативы. Значительные изменения в этой сфере приходятся на последнюю четверть VIII в. Капитулярием 789 г. «Всеобщее увещевание» («Admonitio generalis») Карл Великий предписывал епископам и аббатам повсеместно открывать школы при монастырях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только будущие священники, но и все желающие из свободных людей. В таких школах должны были изучать псалмы, церковные песнопения, а также азы счёта и латинской грамматики. Кроме того, каждому прихожанину предписывалось знать наизусть Символ веры и «Отче наш», а также уметь петь во время богослужения молитвы «Sanctus» и «Gloria». Особым письмом (784/785 г.), составленным также при непосредственном участии Алкуина, епископам и аббатам рекомендовалось отбирать мужчин, которые имели способности и желание учиться, а впоследствии учить других. В последующие десятилетия на епископских синодах в обязанности церковным предстоятелям вменялось регулярное проведение занятий по латыни и литургике для клириков их диоцезов. С начала 790 гг. постепенно вводится государственная монополия на чеканку монеты: названия монетных дворов сменяются именами королей, а затем императоров. Основой денежной системы становится серебряный денарий весом 1,7 г, 240 денариев составляли 1 фунт. Эта денежная система с незначительными изменениями существовала до XIII в. За соблюдением на территории королевства мер и весов следили представители местной власти. Им же предписывалось бороться с фальшивомонетчиками. Изданный около 794–800 гг. «Капитулярий о поместьях» («Capitulare de villis») детально регламентировал хозяйственную деятельность на землях королевского домена. В документе подробно описывалось, что именно и в каком количестве следовало иметь на складах (продовольствие, орудия труда, посуду, белье и т.д.), определялись виды сельскохозяйственных работ, в том числе распашка целинных земель, и сроки их проведения, что является косвенным свидетельством экономического подъёма, назначались должностные лица, ответственные за выполнение работ, прописывались их права и обязанности. Управляющие королевскими поместьями, подобно графам, составляли ежегодные отчёты о доходах и отвозили их ко двору.

 



 
PR-CY.ru