КАПИТУЛ - Страница 3

Однако на Британских островах деканом назывался глава капитула, соответствовавший препозиту в континентальной Европе. Регент хора, или архикантор (praecentor, cantor), осуществлял руководство богослужениями, часто он также был хранителем библиотеки и архива капитула, следил за ведением поминальных списков и т.д. Примерно с XIII в. в большинстве соборных капитулов возникла должность ответственного за архив и делопроизводство. Как правило, существовали также должности ризничего, или сакриста (sacrista, thesaurarius), отвечавшего за хранение богослужебных сосудов и облачений; кустода, или келаря (custos, cellarius), руководившего хозяйственной жизнью; привратника, или ключаря (portarius), следившего за принадлежавшими капитулу зданиями и проч. Членом капитула обыкновенно был руководитель соборной школы (scholasticus, magister scholarum), нередко надзиравший за прочими школами на территории епископства. Согласно канону 18 третьего Латеранского собора (1179 г), в каждом кафедральном капитуле предписывалось иметь особый бенефиций для наставника (magister), который мог бы бесплатно учить неимущих студентов. Четвёртый Латеранский собор (1215 г.) распространил эту норму и на коллегиальные церкви, где капитул располагал достаточными средствами. На практике перечень и наименования должностей в капитуле существенно варьировались и не были юридически закреплены. Тридентский собор (1545–1563 гг.) предписал, чтобы в каждом соборном капитуле был каноник-теолог, ответственный за правильное толкование Священного Писания, соблюдение католической догматики и разрешение вопросов, связанных с моральной теологией, а также каноник-пенитенциарий, являвшийся главным духовником диоцеза. Отдельные каноники могли исполнять и некоторые обязанности без прерогатив. Общей обязанностью прелатов и каноников капитула было пение в хоре во время богослужений. Одним из признаков полноправного члена капитула было постоянное место в хоре (stallum in choro). Долгое время для полноправных членов капитула, «старших» каноников (canonici seniores, canonici capitulares), действовало лишь требование быть клириками, других ограничений (например, иметь сан пресвитера или диакона) не существовало. В XIV в. папа Климент V установил в качестве формального требования для вступления в капитул сан не ниже субдиаконского. Тридентский собор подтвердил эту норму и потребовал, чтобы, по крайней мере, половина каноников в капитуле имела сан пресвитера, а там, где это будет соответствовать местному обычаю, канониками назначались только священники. Тем не менее, на практике вплоть до начала XIX в. среди членов кафедральных и коллегиальных капитулов было много клириков, имевших лишь низшие степени посвящения (ordines minores), а также молодых людей, обучавшихся в соборной школе (domicellares). Иногда они назывались сверхштатными канониками (canonici supernumerarii). Нередко освобождавшиеся в силу естественной убыли пребенды старших каноников заполнялись кандидатами из числа сверхштатных каноников по мере их старшинства. В позднее Средневековье звание каноника во многих случаях превращалось в статью дохода для представителей знати или своего рода пенсию; каноники часто не жили в месте служения и не имели духовного сана, в этом случае для исполнения своих духовных обязанностей они нанимали особых священнослужителей (викариев, капелланов), живших при капитуле, но не пользовавшихся полными правами членства.

 



 
PR-CY.ru